ISSN 2409-546X
ПИ № ФС77-61102
8-800-555-1487

Чтение без принуждения: возможности песочной терапии

Библиографическое описание: Абаленский А. С., Абаленская З. В. Чтение без принуждения: возможности песочной терапии // Юный ученый. — 2017. — №2.2. — С. 3-4. URL: http://yun.moluch.ru/archive/11/852/ (дата обращения: 19.11.2017).





В статье особое место уделяется проблеме формирования элементарных навыков чтения и письма у дошкольников с помощью песочной терапии. Подготовка к чтению начинается с развития фонематического слуха, с умения слышать и выделять гласные и согласные звуки в слове. Дошкольный возраст — оптимальный для знакомства и понимания звукового анализа слова, т. к. к пяти годам созревают зоны мозга, отвечающие за фонетическое восприятие речи. В статье приводятся примеры песочных игр, направленных на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; формирование умения слышать и вычленять отдельные звуки, звукосочетания в слове; формирование элементарных навыков чтения и письма.

Ключевые слова: песочная терапия, песочные игры, читать.

Сегодня всё чаще дети ещё до поступления в первый класс умеют читать. Но некоторые родители замечают, что их ребёнок, который поначалу с большим желанием пытался читать, вдруг начинает упорно отказываться от этого занятия или выполняет его с большой неохотой. А некоторым дошкольникам навык чтения никак не даётся. Нам стало интересно узнать, возможно, ли с помощью песочных игр помочь ребёнку научиться читать, писать и поддерживать его познавательный интерес к этому виду деятельности в дальнейшем?

Целью исследования стало изучение возможностей песочной терапии в формировании элементарных навыков чтения и письма у дошкольников.

В своем исследовании мы применяли следующие методы: анализ литературы по теме исследования, наблюдение, беседа.

Гипотеза исследования: песочные игры способствуют снятию эмоционального напряжения, сопротивления обучению чтению и письму, как у взрослого, так и у ребенка, поддержанию работоспособности и ощущения успеха.

Когда я пошел в старшую группу, воспитатель начала нас учить читать. Вначале мы выучили звуки и стали их сливать в слоги. Учимся мы по зеленому букварю [2]. Он мне сразу понравился, вот только звуки что-то никак не запоминались. Дома приходилось всё время у мамы спрашивать, что эта за звук, буква. Гласные звуки А, О, И, Е, Ё, У, Я быстрее запоминались, наверное, потому что чаще встречаются в словах, чем звуки Э, Ы, Ю. Согласные еще труднее было запомнить, я их всё время путал. Тогда мама предложила поиграть с песком. Достала малую песочницу — это деревянный или пластмассовый ящик размером 50ˣ70ˣ8 см с кварцевым песком. И каждый вечер мы стали играть в следующие игры:

  1. Игры вводные, разогревающие, направленные на знакомство спесочницей. Цель: развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук [1].

«Здравствуй, песочек». Вначале мама рассказала мне о правилах поведения в песочнице. Потом на ровной поверхности песка мы с мамой по очереди делали отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной; кулачками, костяшками кистей рук, ребрами ладоней. Беседовали о том, что чувствовали. Далее скользили ладонями по поверхности песка, выполняя круговые и зигзагообразные движения.

«Пианино». Играли на поверхности песка и стола как на пианино. Сравнивали ощущения.

«Песочный дождь». Набирали двумя ладошками горсть песка и медленно высыпали его.

  1. Игры на развитие фонематического слуха. Цель: формирование умения слышать и вычленять отдельные звуки, звукосочетания в слове.

«Путешествие в страну звуков». С мамой мы путешествовали в страну «А», когда я приносил в песочницу фигурки, название которых содержали звук А в начале слова, потом — в конце, потом — в середине. Путешествовали в страну «Е», «И», «О» и т. д. В страну гласных и согласных звуков.

«Спрячь ручки, когда услышишь звук.»...

D:\D\programmi my\zoya\ДИССЕРТАЦИЯ\МОИ СТАТЬИ\Артемовские чтения 2017\Чтение\IMG_20170209_220145.jpg D:\D\programmi my\zoya\ДИССЕРТАЦИЯ\МОИ СТАТЬИ\Артемовские чтения 2017\Чтение\IMG_20170209_214312.jpg

«По камушкам шагаю, гласные (согласные) звуки называю».

  1. Игры для обучения чтению. Цель: формирование элементарных навыков чтения.

«Живые буквы». Я узнал, что могу вызывать сказочных жителей не только голосом, проговаривая, пропевая звуки, но и прописывая знаки-буквы на песке [1].

«Красивые буквы». Из разных бусин и стеклянных камушек я создавал красивые буквы на песке.

«Прятки». Моя любимая игра. Я отворачивался, а мама в это время прятала буквы в песок. Мне нужно было найти их и назвать.

«Найди и угадай на ощупь, что за буква».

«Волшебные слога». Когда машинка «Ш» ехала в гости к машинке «А», я научился сливать звуки в слоги. Потом вместе с мамой мы складывали слова, и я их читал.

  1. Игры для обучения письму. Цель: формирование графических навыков письма.

«Письмена на песке». Вначале пальчиком, а потом и карандашом, я научился писать буквы на песке. Мама показывала буквы на карточках или магнитные, а я писал их на песке. Я не боялся ошибиться, ведь на песке всё легко исправить и ничего не будет видно.

«Забавные дорожки». С помощью трафаретов я рисовал пальчиком на песке дорожки. Они мне напоминали части букв.

Каждый вечер я ждал, когда начнутся песочные игры. В итоге, мы даже создали картотеку дидактических песочных игр. И получили результат — чтение без принуждения.

Выводы:

- Игры с песком способствуют снятию эмоционального напряжения как у взрослого, так и у ребенка, что в свою очередь благоприятно сказывается на совместной деятельности обучению чтению и письму. Повышается работоспособность ребенка.

- При помощи песочной терапии можно возродить интерес детей к чтению. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

- В песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

- Частичный перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Литература:

  1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. — 50 с.
  2. Жукова Н. С. Букварь: учебное пособие. — М.: Эксмо, 2014. — 96 с.: ил.
Социальные комментарии Cackle