ISSN 2409-546X
ПИ № ФС77-61102
8-800-555-1487

Нагайбаки, кто вы?

Библиографическое описание: Васильченко Д. Д., Васильченко Н. В., Никуленков В. В. Нагайбаки, кто вы? // Юный ученый. — 2017. — №4. — С. 28-31. URL: http://yun.moluch.ru/archive/13/1013/ (дата обращения: 20.06.2019).





 

Введение

Однажды моя бабушка — мамина мама — рассказала мне историю из маминого детства: «Когда взрослые, приходящие в гости к маминым родителям, традиционно задавали вопрос тогда еще маленькой Наташе «Кто ты, девочка?», то неизменно получали в ответ «Я — русская татайка!" (т. е. русская татарка).

Я поинтересовалась у бабушки, почему мама отвечала на вопрос таким образом? Бабушка мне пояснила: папа у мамы — русский, а она, мама, — татарка. Прабабушка, бабушкина мама, услышав рассказ бабушки, поправила её: мама — не татарка, а нагайбачка. Моя мама, до того не участвовавшая в разговоре, сказала, что, по её мнению, нагайбаки и татары — это разные названия одной и той же национальной группы. Прабабушка, немного с обидой, отрицательно покачала головой.

Прошло уже 5 лет с того времени, когда состоялся этот разговор, прабабушки уже, к сожалению, нет в живых, а меня до сих пор интересует: все-таки нагайбаки — это и есть татары или это отдельная этническая группа?

Проблема:

По данной последней. Всероссийской переписи населения 2010 года, в России проживают представители 193 этнических общностей. Нагайбаков из них — 8148 человек. В Красноярском крае — 31 человек.

Об этом загадочном народе можно сказать так, загадкой: «Крестьяне, а живут в Париже. Имена русские, а язык — татарский. Язык — татарский, а не мусульмане». Этот народ носит необычное и гордое имя — нагайбаки.

В мире по данным переписи именуют себя “нагайбаками” 11 200 человек. Историк Ирек Атнагулов отмечает, что материальная культура нагайбаков изучена еще слабо. Но самое главное — до сих пор неясна этническая принадлежность народа.

Актуальность

Проблема национального самоопределения является актуальной. Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям (от 31 октября 2016 года) последовательно критиковал советское руководство за пренебрежение огромным наследием русской мысли в области национального самосознания, настаивал на уважительном отношении к народному началу. На заседании была одобрена идея о принятии закона о российской нации. Для формирования общенационального единства необходимо уважать и сохранять самобытность каждого из народов, населяющих Россию.

Проводимые в стране реформы направлены на преобразование российского общества. Российский народ объединяет в себе свыше ста различных наций, народностей, национальных меньшинств, этнических групп.

В полусотне километров от Магнитогорска начинается земля загадочного народа нагайбаков. Они православные, но говорят на татарском языке, числятся малым коренным народом, но отказываются пользоваться льготами. А среди ученых до сих пор нет единого мнения, не являются ли нагайбаки татарами.

Гипотеза: нагайбаки — это отдельная этническая группа.

Цель: определить, являются ли нагайбаки отдельной этнической группой.

Задачи:

‒          изучить материалы, собранные из различных источников (литературы, источников Интернета, материалов, представленных музеем с.Париж Челябинской области);

‒          провести анализ фактов по данной проблеме;

‒          выделить критерии для сравнения этнических групп;

‒          провести сравнение таких этнических групп как татары и нагайбаки на основе выделенных критериев;

          сформулировать выводы.

Методы изучения:

          теоретические: изучение материалов различных источников, анализ, сравнение и обобщение;

‒          эмпирические: беседа с представителями нагайбаков, заведующей музея с.Париж;

          метод обработки и интерпретации данных.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

  1.      оно пополнит научную нишу на тему национального разнообразия России;
  2.      результатами исследования я смогу поделиться со своей бабушкой;
  3.      для себя я смогу определить кровь какого народа течет во мне;
  4.      брошюра, составленная на основе моей работы, пополнит фонд краеведческого музея с. Париж Нагайбакского района, Челябинской области, с которым мы тесно сотрудничали при работе над проблемой и будет содержать рекомендации для проведения мероприятий, направленных на сохранение самобытности народа. Хранители музея смогут воспользоваться информацией при составлении лекций для школьников и кадетов, а также при проведении экскурсий.

Теоретическая часть

Нагайбаки. История происхождения

Этноним «нагайбак» впервые зафиксирован в XIX веке. А сами нагайбаки (самоназвание — нагайбэклэр) известны как «уфимские новокрещены» с начала XVIII века (крещеных мусульман также называют крешен и кряшен). По поводу их происхождения есть несколько версий.

  1.      Нагайбаки — потомки крещеных ногайцев, отколовшихся от основной части Ногайской орды
  2.      Нагайбаки — потомки казанских, точнее — арских татар.
  3.      Нагайбаки — потомки джигитов, сопровождавших дочь Ногайского мурзы Суйембике в Казань и ассимилировавшихся впоследствии с татарским населением

В этнической истории нагайбаков можно выделить два этапа:

  1.      Христианизация предков нагайбаков.
  2.      Территориальное обособление, которое привело к некоторым

изменениям в хозяйстве и культуре.

Выводы по теоретической части

Изучив данные, полученные исследователями о различных взглядах на происхождение нагайбаков, я пришла к выводу, что нагайбаки совершенно четко противопоставляют себя остальным татарам, хотя в настоящее время нет единого мнения о статусе нагайбаков: в советские времена официально считались частью татарского народа; в настоящее время заметная часть нагайбакской интеллигенции отстаивает мнение о нагайбаках как об отдельном народе.

Практическая часть

В соответствии с Федеральным законом от 30 апреля № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», коренные малочисленные народы определяются согласно четырем основным критериям, а именно:

‒          проживание на территориях традиционного расселения своих предков;

‒          сохранение традиционного образа жизни и хозяйствования;

‒          осознание себя самостоятельными этническими общностями;

‒          численность в Российской Федерации составляет менее 50 тыс. человек.

Взяв за основу официальные критерии, я разработала свои критерии и провела сравнение.

По результатам сравнения я выделила схожие и различные черты в быту и культуре татар и нагайбаков.

Сходства татар и нагайбаков:

  1.      Фамилии имеют общие восточные корни.
  2.      Поселения нагайбаков сохранили татарские названия. Позже «во славу русского оружия и в знак великих побед казаков» были переименованы в Париж, Фершампенуаз, Кассель и т. д.
  3.      Постройки нагайбаков, в целом, соответствуют строительной культуре татар. Сходство наблюдается во внутреннем убранстве дома.
  4.      Нагайбаки, также как и татары, предпочитают баранину.
  5.      Женский костюм нагайбаков схож с татарским.
  6.      Обрядность нагайбаков схожа как с русской, так и с татарской.
  7.      В песенной традиции нагайбаков широко бытуют общетатарские песни.

Отличия татар и нагайбаков:

  1.      Татары используют тюркские имена, а нагайбаки — русские. В жизни нагайбаков важное значение имеют родовые прозвища (кушамат).
  2.      Татары исповедуют ислам. Нагайбаки — православие, именуют себя “крещенами”.
  3.      Внешняя отделка домов нагайбаков выглядит заметно аскетичней и строже по сравнению с постройками татар.
  4.      Татары используют татарский язык. Нагайбаки говорят на языке, сходном с татарским, но для письма используют русские буквы.
  5.      У нагайбаков отсутствует деление жилого помещения на мужскую и женскую части.
  6.      Основное занятие нагайбаков в XIX — казачество.
  7.      Нагайбаки не едят конину. Широко употребляют овощи, а вот татары овощи употребляли редко.
  8.      Национальный мужской костюм нагайбаков вытеснен русским.
  9.      Своеобразие песенного стиля нагайбаков заключается в искусстве многоголосного пения, отличного от традиционного пения татар.

Выводы по практической части

  1.      Анализируя этническую общность нагайбаков в соответствии с критериями, определенными Федеральным законом от 30 апреля № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», получили следующее:

Критерий

Данные

Проживание на территориях традиционного расселения своих предков

Нагайбаки не раз переселялись с места на место, согласно приказам, т. к. несли воинскую повинность. Но с середины XIX века нагайбаки осели на территории современной Челябинской области.

Сохранение традиционного образа жизни и хозяйствования.

Хозяйство нагайбаков — симбиоз православной культуры, казачьего быта и татарских особенностей.

Осознание себя самостоятельными этническими общностями

В Советском Союзе в графе паспорта о национальной принадлежности их записывали как татар. А «нагайбаками» — с 1993 года. О своей национальности они говорят с гордостью и хранят историческую память. [10]

Численность в Российской Федерации составляет менее 50 тыс. человек.

8148 человек (данные переписи 2010 г)

Вывод: нагайбаки относятся к малому этносу.

 

  1.                Проанализировав данные, полученные в результате сравнения национальных особенностей нагайбаков и татар по выделенным мною критериям, я пришла к выводу, что татары и нагайбаки хоть и являются родственными этноконфессиональными группами, т. к. у них много общего, но все же относятся к разным народностям, т. к. имеют свою историю, культуру, особенности языка, религиозные отличия.

Заключение

Исходя из полученных данных, мы пришли к выводу, что нагайбаки — это отдельная этническая группа.

Для того, чтобы убедиться в том, что современные татары и нагайбаки представляют родственные, но разные народности, пожалуй, даже не требуется исторических исследований, а достаточно, например, в той же Татарской Республике посетить татарскую и, а также кряшенскую деревни и присмотреться к жизни той и другой.

Симбиоз нескольких национальностей наградил нагайбаков незаурядной внешностью. Если поговорить с нагайбаками, вслушаться в их речь, легко приметить их самобытность.

Современные татары и нагайбаки являются хоть и родственными, но двумя различными народностями, что является результатом развития их в течение ряда столетий при различных исторических условиях.

Нагайбаки — это своего рода гуманитарный мост между славянами и тюрками.

Наше исследование может сыграть важную роль в гармонизации межнациональных отношений и создать значительный вклад в историко-культурное наследие региона.

В ходе работы открылись новые вопросы, которые требуют дополнительного изучения и продолжения работы в будущем.

 

Литература:

 

1.        Атнагулов И. Р.  К вопросу об этнической специфике нагайбаков. — http://komanda-k.ru

2.        Атнагулов И. Р. Материальная культура и система жизнеобеспечения верхнеуральских казаков-нагайбаков второй половины XIX — начала XXвв. Автореферат.: Новосибирск,2002

3.        Бакальская межпоселенческая централизованная библиотека — http://bakalycbs.ru

4.        Быт нагайбаков — http://scoolnag.narod.ru/str/doc/1/bit_nag.htm

5.        Вожско-Камское слово. — 1882. — № 72; Стариков Ф. М. Откуда взялись казаки. Исторический очерк. Изд. 2-е.

6.        Кто же вы, нагайбаки? этнографические очерки: выпуск 2/сост.Т. К..Потапова. — Челябинск: ГУК ЧОЮБ, 2011.

7.        Кто такие нагайбаки? — http://narody74.jimdo.com

8.        Лев Лузин. Нагайбаки. 17.03.2011. — http://mediazavod.ru/articles/102380

9.        Нагайбакская кухня — http://scoolnag.narod.ru/str/doc/1/kuch_nag.htm

10.    Холодова Е. У нагайбаков княжеская гордость. -www.mmgazeta.ru

11.    Этнический состав населения России — http://www.russiafederation.ru/ethnography/information/238.html

Социальные комментарии Cackle