ISSN 2409-546X
ПИ № ФС77-61102
8-800-555-1487

Использование современных гаджетов. Информационные технологии в подростковой среде

Библиографическое описание: Юров И. А., Алиева Э. З., Куминова Е. А. Использование современных гаджетов. Информационные технологии в подростковой среде // Юный ученый. — 2018. — №1. — С. 101-106. URL: http://yun.moluch.ru/archive/15/1050/ (дата обращения: 21.07.2018).





 

Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами: раз мама и папа так много внимания уделяют этим вещам, значит, они действительно интересны.

С одной стороны, современные технологии помогают детям развивать внимание, мелкую моторику, способствуют их интеллектуальному развитию. С другой — они нередко отнимают много времени, которого, в итоге, не хватает на активные занятия и развлечения.

Гаджеты — часть технического прогресса. Компьютерные и интернет-технологии — такая же часть жизни современного человека, как холодильник, метро, самолет и другое. Их предназначение — помогать работать и отдыхать с комфортом.

Гаджеты — развивающий инструмент и помощники в учебе. Электронные устройства способны хранить в себе целую библиотеку. Электронная книжка помогает ребенку получать новые знания так же, как и привычная бумажная. К тому же, не нужно нести тяжелую подборку книг из библиотеки и обратно. Достаточно скачать интересующую книгу из Интернета.

Данная тема очень актуальна потому что, наши современники не все могут обходиться без современных IT-средств. Какими же гаджетами обеспечены наши одноклассники и как они их применяют?

Целью работы было изучить один из важнейших вопросов применения современных IT-технологий дома. Выяснить, что используют современные дети для чтения литературы, для игр, для поиска информации.

Изучение материалов по использование современных гаджетов учениками общеобразовательного учреждения.

Показано, что в школьной системе налицо определенный прогресс: сегодняшние учителя общаются со школьниками по электронной почте и в социальных сетях, периодически задают домашние задания, которые необходимо выполнять онлайн или с использованием интернет-сервисов.

Если мы посмотрим, что происходит в нашем учебном заведении на перемене, то обнаружим, что 60 % школьников средней школы «сидят» в телефонах. Современные дети почти перестали использовать красивую речь для общения, речь школьников становится краткой, дети заимствуют слова из чатов, блогов, сокращают предложения.

Если ещё недавно использование компьютера в образовательном процессе для школы было в новинку и доступно не каждому, то теперь школьная программа подразумевает почти повсеместно обязательное обращение к интернет-ресурсам для усвоения многих предметов. По всему миру школы торопятся оснастить классы компьютерами. В нашей стране даже есть опыт обучения работе на компьютере детей 3–4 лет. Помимо компьютеров в классах есть проекторы, и интерактивные доски.

Изучение исследований в области влияния гаджетов на современных подростков

Конечно, без компьютера и интернета мы уже не можем представить современную жизнь. Психологи утверждают, что именно в раннем возрасте человек может усваивать максимальное количество информации. И компьютер даёт для этого огромные возможности.

Использование различных компьютерных программ, в том числе игр, и интернета развивают:

‒          фантазию и пространственное воображение;

‒          память и внимание;

‒          логическое мышление: умение находить зависимости, закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность прогнозировать результаты своих действий;

‒          стремление познавать новое;

‒          умение быстро находить информацию.

Школьник познаёт мир во всём его разнообразии и с помощью интернета получает знания сверх школьной программы, но и легко расширяет круг общения с помощью соцсетей и блогов. Персональный компьютер стал незаменимым помощником в решении самых разнообразных задач. Сегодня даже таксисты используют гаджеты, чтобы принять и выполнить заказ.

Как гаджеты влияют на развитие детей и насколько безопасно увлечение ими?

Рассматривая насколько в действительности необходимо использование гаджетов для ребенка школьного возраста, можно вкратце выделить следующие аргументы:

Положительное влияние гаджетов.

‒          Родители видят в гаджетах помощников — недорогих электронных нянек. Продвинутые родители считают, что с помощью гаджетов сделают детей более развитыми и облегчат их адаптацию к цифровому миру

‒          Пользу гаджетов нельзя недооценивать. Сенсорные экраны, кнопочки и джойстики развивают мелкую моторику и логическое мышление. Пользуясь устройством, малыш учится анализировать и сосредотачивать внимание, тренирует зрительное и слуховое восприятие.

‒          При помощи современного гаджета школьник сможет быстро находить нужную ему информацию, ускорив процесс обучения за счет сэкономленного времени.

‒          Ребенок может самостоятельно изучать иностранные языки, для чего разработана масса самоучителей и приложений.

‒          С планшетом можно скачивать развивающие программы.

‒          Использование гаджета позволяет развивать навыки систематизации данных, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие.

Отрицательное влияние гаджетов.

Врачи, педагоги и психологи считают, что гаджеты могут покалечить психику ребенка, замедлить его развитие. Их доводы:

‒          это удар по незрелой психике — не у всех детей психика готова воспринимать быструю смену картинок, яркость изображения, звуковые и световые сигналы.

‒          мало кто из родителей дозирует время, а ребенку 30 минут с гаджетом хватило бы на весь день. Но родителям этого мало — они хотят быть свободными час-два, а то и три…

‒          Постоянное использование планшета или компьютера грозит появлением лишнего веса. Поскольку вместо активных игр на улице, ребенок просиживает часами в неподвижной позе.

‒          конструктивные особенности гаджета не позволяют применять его на безопасном расстоянии от глаз. Слишком отдалив его от ребенка, применение будет некомфортным, а приблизив — опасным для зрения.

‒          Использование планшетов или компьютеров приводит к повышению артериального давления по той же причине, когда отсутствует активная физическая нагрузка.

‒          Применение гаджетов приводит к ослаблению мышечной ткани пальцев, если ребенок предпочитает рисовать не на бумаге, а на экране устройства.

Нами было проведено исследование среди школьников Лицея № 14. Нашими респондентами стали учащиеся с 6 по 11 класс.

На начальном этапе нами были составлены вопросы, и анкеты для выявления полной картины использования гаджетов школьниками. Анкетирование нами проводилось на переменах. Всего было опрошено 91 ученик.

Анкетирование проводилось анонимно, предлагалось лишь два варианта ответа: «да» или «нет».

Нами было предложено 3 основных вопроса:

  1.                Во что я играю дома?
  2.                На чем я читаю книги?
  3.                Что я имею дома?

Большинство опрошенных активно шли на контакт, с удовольствием отвечали на вопросы, активно обсуждали между собой какие гаджеты есть дома и для чего они используются. Но были дети, кто резко отказался участвовать в нашем опросе.

Мы столкнулись с рядом сложностей при проведении анкетирования, так как это был для нас первый опыт подобной работы. Поначалу было страшновато подходить к незнакомым старшеклассникам, не получалось правильно сформулировать вопросы, и поэтому некоторые школьники просто не понимали, что мы от них хотим.

В процессе анкетирования мы выяснили, что многие из нас стесняются начинать беседу первыми, не могут подобрать нужные слова. Некоторые теряются, услышав отказ от участия в анкетировании.

После проведения опроса, мы обработали данные и в программе Эксель сделали несколько графиков и таблиц.

Результаты получились следующие:

 

Было опрошено 32 чел. Это ученики 6х и 8х классов. Исходя из графика, можно сделать вывод, что почти все дети во что-то играют. И хотя телефон и компьютер являются популярными устройствами для игр, настольные игры (игры с кубиками, монополия) — не менее популярны.

 

Было опрошено 27 чел. Это ученики 8х и 9х классов. При опросе большая часть учеников удивилась вопросу про «видео- и кассетный магнитофон», т.к. посчитали это раритетом. Опрос показал, что у всех дома есть телевизор и компьютер. Были ученики, которые имеют все виды гаджетов.

 

Было опрошено 32 чел. Это ученики 9, 10 и 11 классов. При опросе учитывалось одно условие — что школьная литература и учебники в счет не идут. Нас очень порадовал тот факт, что дети читают литературу помимо школьной программы. Многие ученики жаловались, что родители не позволяют читать им книжки на планшете, и компьютере, а просят читать печатную литературу.

В заключение можно сказать, что польза, которую мы получаем от высоких технологий в области образования, медицины, бизнеса и искусства, огромна.

Хотя учителя и пытаются бороться против присутствия планшетов и смартфонов на уроках, сложно представить современного школьника, у которого нет ни одного электронного устройства.

Действительно, 60 % тинейджеров, пользующихся смартфонами, сами говорят, что ощущают сильную зависимость от него. Но все же это не зависимость в медицинском смысле слова, когда, расставшись с какой-либо привычкой, человек физически ощущает себя плохо, не может себя контролировать и т. д. Да, оставшись без любимого гаджета, дети и подростки ощущают себя неуютно, капризничают, ищут пути вернуть его. Однако 87 % из них, если их отвлечь на другой вид деятельности, забудут о своей привязанности до того момента, когда у них вновь появится свободное время.

Выводы и результаты

Во время проведения эксперимента мы получили отличный опыт интервьюирования. Это помогло многим из нас преодолеть страх «первого вопроса», научило правильно формулировать проблему, уметь слушать собеседника, спокойно реагировать на отказ.

Наш опрос показал, что современные дети читают, и не только с помощью гаджетов, но и обычные печатные книги.

Мы выяснили что 100 % семей имеют в доме современную технику: телевизор, компьютер, планшет. Так же выяснилось, что некоторые дети знают, что такое «видак» и «кассетник».

Наше исследование показало, что дети активно используют гаджеты в повседневной жизни, и многие не представляют жизни без них.

Наш опрос вызвал много живых дискуссий среди школьников. Многим было интересно узнать какой процент детей пользуется компьютером, у кого есть x-box, а кто не читает вообще.

Но количество гаджетов в семьях заставляет задуматься о том, что интернет поглощает детей. Электронные сервисы позволяют практически в любой момент выйти на контакт с собеседником, быстро включить игру, что невероятно удобно и позволяет экономить массу времени. Однако, как утверждают учёные, растущая популярность онлайн-разговоров отрицательно сказывается на коммуникативных способностях пользователей.

Наш проект показал, что современные школьники не представляют свою жизнь без гаджетов. Сделанные графики показали хорошую оснащенность школьников современной техникой, а значит, ученики прекрасно разбираются в гаджетах, умеют ими пользоваться.

Благодаря развивающимся информационным технологиям наши дети с пеленок понимают и осваивают современные гаджеты. Смартфоны дали толчок развитию мобильных социальных сетей и мессенджеров. Мы живем в разгар мобильной эпохи, и, судя по всему, нас ожидает еще много любопытных инноваций.

Ученые предсказывают, что будущее за специалистами в области программирования, робототехники и информатизации, которые смогут работать в медицине, промышленности, финансовом секторе и во многих других отраслях экономики.

 

Литература:

 

  1.                Журнал «Счастливые родители» статья «Ребенок и современные гаджеты»
  2.                Сайт журнала «Здоровье»: http://zdr.ru/, Статья Электронные дети

3.                  http://shkolazhizni.ru Гаджеты. Что это такое?

  1.                http://l-pankova.ru/podrostok-i-sovremennye-gadzhety-eksperiment/ Подросток и современные гаджеты. Эксперимент.
  2.                http://www.artofcare.ru/top/6665.html Дети и электронные гаджеты: Кто кого?
  3.                http://www.detiburg.ru/news/health/6148/ Дети и гаджеты: отнять нельзя разрешить — где поставить запятую?
  4.                http://www.ug.ru/article/676 Дети и гаджеты: спасение или искушение?

Публикация

№ 1 (15), февраль 2018 г. г.

Скачать выпуск

Автор

,


Научный руководитель

Рубрика

Педагогика и психология

Год публикации

Социальные комментарии Cackle