ISSN 2409-546X
ПИ № ФС77-61102
8-800-555-1487

Психолого-педагогические особенности обучения леворуких детей

Библиографическое описание: Плотникова В. А., Айрумян Г. С. Психолого-педагогические особенности обучения леворуких детей // Юный ученый. — 2018. — №1. — С. 100-101. URL: http://yun.moluch.ru/archive/15/1082/ (дата обращения: 18.10.2018).





 

В настоящее время из-за изменений в сфере образования большое внимание стало уделяться развитию полноценной личности и воспитанию индивидуальности. Все нововведения, методы и подходы стремятся внести такие необходимые условия, в которых одинаково комфортно было бы всем учащимся.

Проблема адаптации ребенка в школе, а затем и во взрослой жизни всегда волнует учителей и родителей. И любое отклонение в поведении детей от общепринятых норм вызывает у них опасения. Таким опасением и является «леворукость». В педагогике различают два определения: «левшество» и «леворукость». Понятия эти похожи и многих людей ставят под сомнение и сбивают с толку.

По мнению известного российского нейропсихолога, профессора А. В. Семеновича, леворукость — это предпочтение и активное использование левой руки, т. е. внешнее проявление того, что по каким-то признакам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную и ведущую роль в обеспечении произвольных движений. [5, c.2]. Леворукость также может быть и временным признаком.

Что касается понятия «левшество», по словам А. В. Семеновича, — это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. [5, c.3]. Левшество может быть связано и с доминированием левого глаза, левого уха, левой ноги.

Согласно исследованиям М. М. Безруких, адаптационные реакции леворуких учащихся проходят трудно, что часто приводит к формированию риска школьной дезадаптации и школьного стресса. По данным ряда психологов, именно леворукие дети испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. [4, c.73].

Рассматривая трудности, возникающие у леворуких при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании таких детей. Ещё в советские времена система образования стремилась всячески уровнять детей и сделать всех праворукими, что очень негативно сказывалось на здоровье леворуких детей.

Последствиями подобных переучиваний были: заикания, сильные нервные срывы, неврозы и прочее. У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны учителей и родителей.

В 1986 году Министерством просвещения СССР были приняты официальные документы в защиту леворукого письма. После чего количество леворуких детей существенно увеличилось. Но отказ от переучивания леворукого ребенка все же не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе. Скорее он ставит целый ряд других, не менее важных затруднений. Это и дифференцированные методики обучения, и различные комплексы гигиенических требований к рабочему месту, инструменту и многое другое. [1, c.119].

Для организации обучения леворуких детей необходимо как можно более раннее выявление ведущей руки — это позволит оказать леворукому ребенку психолого-педагогическую поддержку и непосредственную помощь. Специалисты считают, что целесообразно это делать в 4–5 лет. [2, c.16].

При поступлении ребенка в школу работа учителя должна быть направлена на достижение его безболезненной адаптации к учебному процессу. Поэтому учителю категорически нельзя проявлять негативного отношения к леворукости. Он должен воспитывать у сверстников и окружающих людей уважение, тактичность и внимательность к таким детям и разъяснять несправедливость обидных кличек и насмешек.

Наибольшие проблемы в обучении леворуких младших школьников составляют навыки формирования письма, чтения и счета, так как основой для усвоения этих умений является зрительное восприятие.

При обучении математики учителям начальных классов помимо таблицы умножения можно составить таблицу сложения. Следует учитывать и то, что при традиционном обучении часто используются модели и схемы. А именно они представляют для леворуких детей наибольшие трудности, так как они могут путать лево и право, верх и низ.

Также необходимо создавать «обходные» пути в обучении. Например, не надо ждать пока ребенок, просто глядя на других сам научится пользоваться вилкой, ложкой, ножницами, иголкой, кисточкой, спицами, завязывать шнурки и т. п. Лучше взять его руки в свои и несколько раз вместе повторить необходимое действие. То же самое нужно проделать с написанием новых букв, цифр и рисованием.

Еще одно очень важное правило при обучении леворукого ребенка — нужно избегать абстракций при объяснении нового материала. Такой ребенок должен сам всё почувствовать своим телом и руками. При подготовке к обучению грамоте важно помочь учащемуся выбрать положение руки во время письма. Начинать следует с простых штрихов. Обязательно нужно заниматься видами деятельности, при которых задействованы обе руки.

У леворуких часто возникают трудности при чтении. Чтобы помочь ребенку надо напомнить, откуда началось чтение или можно ориентировать его по маркированной руке (цветная ниточка). Если эти способы не приводят к положительному результату, ребенок может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Причем, сначала это нужно делать взрослому, а позже ребенок научится делать это самостоятельно.

Важная особенность леворуких детей — это их повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и высокая утомляемость. В связи с этим, леворуким младшим школьникам даже больше, чем другим, необходимы подвижные игры на воздухе. В подвижных играх они утоляют жажду движения, разряжают накопившуюся энергию. Игра учит их проявить себя и взаимодействовать с другими детьми. Если детей не научить вовремя основным движения, то двигательная активность зачастую бывает очень низкой.

Леворукого ребенка лучше всего задействовать во внеклассных и внешкольных мероприятиях, чтобы там он мог общаться со сверстниками, посещать спортивные, художественные, культурные и другие секции. Леворукость для ребенка ни в коем случае не должна быть препятствием для адаптации в окружающей его среде.

Роль учителя начального обучения велика и заключается она не только в передаче знаний, умений и навыков, но и в организации особой образовательной среды, особенно для тех учащихся, которые испытывают трудности в обучении и которым необходима дополнительная помощь.

Несомненно, леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Ценой больших усилий можно научить леворукого ребенка работать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть.

Нужно верить в наших детей, в их успехи и достижения. И совсем не имеет значения, какой именно рукой пишет ребёнок. Важно то, какой он личностью является. Так пусть же каждый леворукий ребенок имеет право на свою индивидуальность и проявление творчества!

 

Литература:

 

  1.                Бабанский Ю. К. «Методы стимулирования учебной деятельности леворуких школьников в процессе обучения» // Выбор методов обучения в средней школе// Под ред. Ю. К. Бабанского,2006 г., с.118–131.
  2.                Безруких М. М. «Леворукий ребёнок» — М., 2001.
  3.                Венгер А. Л., Поливанова К. Н. «Особенности принятия учебных заданий леворукими детьми», Психология, 2006 г.
  4.                Маркова Т. А. «Леворукий ребенок в школе», 2004 г.
  5.                Никонецкий А. Л. Научная публикация «Что мы знаем о леворукости», 2005 г.

Публикация

№ 1 (15), февраль 2018 г. г.

Скачать выпуск

Автор


Научный руководитель

Рубрика

Педагогика и психология

Год публикации

Социальные комментарии Cackle