ISSN 2409-546X
ПИ № ФС77-61102
8-800-555-1487

Психологическая характеристика детей подросткового возраста с зависимостью от компьютерных онлайн-игр

Библиографическое описание: Любаев Д. В., Любаев А. В. Психологическая характеристика детей подросткового возраста с зависимостью от компьютерных онлайн-игр // Юный ученый. — 2018. — №1. — С. 98-100. URL: http://yun.moluch.ru/archive/15/1085/ (дата обращения: 17.12.2018).





 

В человеческой жизнедеятельности наряду с появлением большого количества инноваций, за короткие временные промежутки входящих в жизнь современного человека и приобретающих статус ее неотъемлемых компонентов, активно развиваются компьютерные технологии, оказывающие определенное влияние на человеческую психику. Сегодня отмечается тенденция к увеличению исследований личностных особенностей пользователей сети интернет, специфики его влияния на развитие личности.

Особое место среди подвергающихся воздействию интернет-коммуникаций занимают подростки, так как для большинства из них характерна несформированность навыков эффективного общения. При анализе особенностей подросткового возраста важность представляют проблемы межличностного взаимодействия, поскольку интимно-личностное общение является ведущей деятельностью этого возрастного периода. У онлайн-зависимых подростков нарушается социальная адаптация, становится трудно находить общий язык и общие темы с родителями, сверстниками, страдает лингвистика. Главное последствие онлайн-зависимости — асоциальность. Этими факторами в совокупности обусловлена необходимость изучения психологической характеристики подростков (12–14 лет) с зависимостью от онлайн-игр, что представляет сегодня особенную актуальность [2, с.53].

В связи с этим интерес представляют научные теории и концепции межличностного общения в целом и его особенностей, проявляющихся в подростковом возрасте (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, О. А. Шаграева, Л. И. Божович, И. С. Кон, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.), концепции формирования коммуникативной сферы личности (Г. Крайг и Д. Бокум, В. В. Казанская, А. Е. Личко и др.), концепция формирования и развития интернет-зависимости К. Янг [3, с.40].

Проблема психологических особенностей подросткового возраста исследуется достаточно давно и является хорошо освещенной областью психологии. Однако интерес педагогов и психологов к данному направлению не ослабевает в силу появления в условиях современного общества новых проблем и потребностей. Появление новых форм и средств общения, которые имеют свою специфику, обусловлено развитием информационных технологий, наиболее распространенной из которых является интернет.

Подростками активно осваивается новое коммуникационное пространство с целью реализации коммуникативных потребностей [1, с.296]. Простота, доступность использования и другие преимущества интернет-общения в большинстве случаев способствуют чрезмерной увлеченности подобной формой общения.

Большое значение имеют факторы непривычности и новизны опыта, которые позволяют варьировать степень анонимности процесса общения. Непосредственно новизна привлекает молодежь естественным образом, подростки экспериментируют с анонимными формами общения наиболее активно. Разного рода недостатки нетрудно скрыть при высокой степени анонимности общения, также при наличии назойливых расспросов на чувствительные темы процесс общения может быть прерван [2, с.54].

Исследователями выделены следующие особенности взаимоотношений в период подросткового возраста: значительно больше времени подростки проводят с членами подростковых групп, а не с семьей; группы сверстников необходимы подростку для развития социальной компетентности; в подростковом возрасте происходит усиление социального сравнения, которое также вносит вклад в формирование дружеских отношений, помимо влияния на развитие личности; группы подростков могут быть различны по составу и цели создания; некоторая часть подростков остается одиночками, которые не принадлежат к группам сверстников; часто предвестником свиданий, которыми выполняется ряд важных для развития функций, являются разговоры в группах; в большинстве случаев подростки вынуждены улаживать возникающие между требованиями группы сверстников и родителей противоречия [2, c.53].

В период подросткового возраста, для которого характерна активная социализация, молодые пользователи предпочитают реальному общению — виртуальное, в процессе которого облегчен подбор психологически совместимой группы общения [3, с.39].

Отечественными авторами отмечается, что в интернете «игры с идентичностью» могут быть восприняты и в виде «соотношения социальной роли человека», и в виде «структурного разнообразия разных Я-составляющих», и в виде «влияния Я-концепции на возможные спектры стратегий самопрезентации». При этом подчеркивается, что в сети реальная идентичность и самопрезентация способны оказывать значительное влияние друг на друга [4].

Если потребностям и возможностям подростка требования социального окружения не отвечают, возможной становится ситуация, при которой ребенок обращается к интернет-общению в стремлении компенсировать те или иные жизненные обстоятельства. При всех положительных сторонах данной ситуации следует отметить, что такая свобода в выборе партнеров по общению и возможность практически мгновенного выхода из некомфортной ситуации отнюдь не способствует установлению крепких дружеских взаимоотношений. Такие контакты часто носят поверхностный и ситуативный характер [4].

В исследованиях К. Янг было выявлено, что при включении в виртуальную группу онлайн-зависимые становятся способными принимать достаточно больший эмоциональный риск посредством высказывания суждений, которые наиболее противоречат мнению других людей — о взглядах на жизнь, абортах, религии и т. п. В условиях реальной жизни подобные мнения они не могут высказать даже своим близким [1, с.295].

П. П. Пономарев, стремясь заглянуть в будущее и перспективы использования интернет-сети, также предполагает, что спецификой сетевого общения могут быть изменены коммуникативные человеческие навыки. Так, интроверты под воздействием интернет сети обретут видоизмененные личностные черты, наиболее важной из которых является аутичная экстравертированность, которая может быть охарактеризована повышенным желанием общаться в области виртуального пространства и нерешительностью в реальном общении, которое не является необходимым в рамках сети. Аутичная экстравертированность представляет зазор между двумя субличностями — живым человеком и внутренним миром интернет-зависимого. Так сложно будет заснуть и считать удачным день, не познакомившись с новым человеком, но при этом будет достаточно сложно набрать телефонный номер и сказать: «Привет!» [1, с.294].

К негативным последствиям вовлеченности в интернет относится сетевая зависимость, которая заключается в том, что человек обретает статус во взаимодействии внутри сети и теряет его при завершении взаимодействия, что будет сопровождаться потерей психического равновесия. Приверженец сети приравнивает свое материальное и психическое благополучие к тому статусному положению в сети, которое он занимает. Так определенный НИК может быть больше почитаем, популярен и востребован в сети, чем закомплексованный, плохо одетый человек, скрывающийся за ним [2, с.52].

В жизни подростка межличностное взаимодействие занимает важное место. Общение со сверстниками приобретает особое значение на данном этапе онтогенеза. В процессе подобного рода общения подросток имеет возможность развить разные социальные способности и навыки, среди которых следует выделить способность к эмпатии, которая имеет в общении большое значение, так как обеспечивает взаимопонимание, необходимое подростку [3, с.41]. С появлением новых коммуникационных технологий подросток выходит на новое коммуникационное пространство, особенностями освоения которого предъявляются к процессу коммуникации свои требования.

Анализируя особенности интернет-зависимости в период подросткового возраста, подчеркнем, что она становится причиной ряда психологических проблем: хронические депрессии, конфликтное поведение, предпочтение реальной жизни виртуального пространства, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, трудности адаптации в социуме, возникновение дискомфорта при невозможности использования интернета, то есть, по сути, стремление «думать» и «учить» заменяется стремлением «искать» [3, с.35].

Таким образом, опосредованное интернетом общение может иметь не только положительное воздействие на личность подростка и особенности его коммуникативной деятельности, но и привести к чрезмерному увлечению данной формой взаимодействия в ущерб «живому» общению. Ситуация развития в период подросткового возраста может способствовать возникновению проблем, связанных с чрезмерным увлечением интернетом, поэтому большинством специалистов подчеркивается важность изучения зависимости личностных особенностей и поведения подростков от опосредованного интернет-общения.

 

Литература:

 

  1.                Войскунский А. Е. Феномен игровой онлайн-зависимости // Гуманитарные исследования в Интернете. — М.: Можайск-Терра, 2003. — С. 291–297.
  2.                Гринфилд Д. Интернет-зависимость и ее последствия // Оптические сети. — 2014. — № 12. — С. 51–54.
  3.                Пантелеева С. Г. Интернет-зависимость // Современное социокультурное пространство: традиции и новаторство. — 2013. — № 2. — С. 33–41.
  4.                Компьютерная зависимость // Лечебно-диагностический центр «Альтернатива». URL: http://www.alternativa-mc.ru/computer_zavisimost (дата обращения: 25.12.2017).

Публикация

№ 1 (15), февраль 2018 г. г.

Скачать выпуск

Автор


Научный руководитель

Рубрика

Педагогика и психология

Год публикации

Социальные комментарии Cackle