ISSN 2409-546X
ПИ № ФС77-61102
8-800-555-1487

Старинные русские меры длины

Библиографическое описание: Детинкин Е. А., Жукалина А. И. Старинные русские меры длины // Юный ученый. — 2018. — №1.1. — С. 26-28. URL: http://yun.moluch.ru/archive/15/1143/ (дата обращения: 19.11.2018).





 

В статье особое место уделяется проблеме определения какие меры длины существовали на Руси и пользуемся ли мы ими в настоящее время. В жизни, учебной и художественной литературе мы часто встречаем старинные меры длины, но не всегда знаем, что они обозначают. При написании данной работы, мы изучили научную литературу по данной теме, проанализировали, подобрали пословицы и поговорки, отрывки из художественной литературы с использованием старинных мер длины, провели эксперимент с измерением длины школьной парты, скамьи, учебника.

Таким образом, мы предполагаем, что старинные меры длины утратили значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения, принятые во всем мире.

Ключевые слова: мера, пядь, вершок, локоть, сажень, аршин.

 

В повседневной жизни мы сталкиваемся с математическими величинами ежедневно. Мы даже не задумываемся над тем, сколько раз в день мы производим различные измерения. Мы смотрим на часы (измеряем время), покупаем продукты (измеряем вес), пользуемся термометром (измеряем температуру воздуха и тела), и так далее. Мы так привыкли к этим действиям, что принимаем их как само собой разумеющиеся факты. С современными единицами измерения длины мы знакомы. Они удобны и понятны. На уроках математики мы часто пользуемся линейкой, и вот однажды я задумался, а как измеряли длину в старые времена, когда ещё не было линейки?

В связи с этим фактом, основной целью работы мы определили выяснить, какие меры длины существовали на Руси и пользуемся ли мы ими в наше время?

Из цели работы вытекают следующие задачи:

- найти информацию о существовавших в старинные русские времена мерах длины;

- выяснить, какие меры длины существовали на Руси;

- подобрать пословицы и поговорки, отрывки из художественной литературы с использованием старинных мер длины;

- провести эксперимент с измерением длины, используя старинные русские меры длины (измерю длину школьной парты, высоту школьной скамьи и измерю учебник по математике).

При работе над проектом я пользовался следующими методами исследования: изучение научной литературы на данную тему, поиск информации в интернете, обобщение и анализ полученной информации.

Актуальность работы заключается в исследовании происхождения мер длины, анализе научной литературы, а также художественной литературы, в которой упоминаются старинные меры длины.

  1.   Мера – что же это? Из истории возникновения измерения.

Чтобы дать определение я воспользовался толковыми словарями разных авторов и вот что узнал:

- «Мера — способ определения количества по принятой единице… Погонная, линейная мера служит для обозначения расстояний или величины линий» (словарь В.И. Даля);

- «Мера – единица измерения протяжения» (словарь Д.Н. Ушакова);

- «Мера - это единица измерения» (словарь С.И. Ожегова).

Благодаря этим источникам, мы выяснили, что мера — это определённая единица измерения.

Современные меры длины знакомы всем – это миллиметр, сантиметр, метр, километр. Мы пользуемся ими на уроках и в жизни.

На Руси были свои измерения. В результате анализа научной литературы нами было выяснено, что первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня, шаги человека.

2. Меры длины, применяемые на Руси.

Наиболее распространёнными мерами длины на Руси являлись пядь, вершок, локоть, аршин, сажень, верста (поприще).

Для мелких мер длины на Руси применялась мера пядь. Пядь — это расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев.

Пядь – самая малая древнерусская единица измерения длины. Само слово обозначает кисть руки и происходит от корня «пять» (отсюда слово «пятерня»). Пядь была равна расстоянию между вытянутыми большим и указательным пальцами руки.

Пядью измеряли длину и ширину предметов, высоту льна, толщину снежного покрова («снег пал пяди и лежа два дни»), толщину деревьев («лесу соснового на дрова толще пяди не рубить»).

В поговорках и пословицах пядь употреблялась как для выражения нечто малого – «ни пяди не уступлю», «сам с пядь, а голова с локоть», так и для подчеркивания большой величины – «семь пядей во лбу».

Вершок - длина равная ширине двух пальцев руки (указательного и среднего) или длине верхней части указательного пальца. В переносном смысле вершок употреблялся как выражение очень малого расстояния, близости к чему-либо:

От горшка два вершка (то есть человек небольшого роста).

Локоть – это расстояние от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца. Локоть широко применялся в розничной торговле холстом, сукном, полотном. Локоть образовывали две пяди, а сажень вмещала четыре локтя.

Сажень – мера длины, образуемая путем различного размаха рук.

Величина простой сажени соответствует расстоянию между большими пальцами вытянутых в стороны рук.

  1. Практическая работа

«Произвести замеры длины моей школьной парты, высоту школьной скамьи и длину учебника по математике»

Цель: выяснить, в какой системе мер измерения более точны.

 

Современная система измерения

Старинная система измерения

Измерения учителя

Мои измерения

школьная парта

121 см

2 локтя 1 пядь и 7 вершков

3 локтя 1 пядь и

5 вершков

школьная скамья

62 см

1 локоть 1 пядь и 1 вершок

1 локоть 2 пяди и 1 вершок

учебник по математике

20 см на

26 см

1 пядь и 1 вершок

на

1 пядь и 3 вершка

1 пядь и 3 вершка

на

1 пядь и 5 вершка

Очевидно то, что измерения одних и тех же предметов производимые мной и моим учителем показывают разные величины.

Вывод: так как рука моего учителя больше моей руки, то наиболее точно можно измерить длину в современных единицах измерения; старинные меры неточны.

Заключение.

В результате своего исследования, я понял, что старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности. Так как рост у каждого человека свой и меры соответственно свои, то стало понятно, как неу­добна была такая система мер. Поэтому, со временем, люди перешли на единицы измерения, принятые во всём мире.

Считаю, что проведенная работа интересна в познавательном отношении. Эта работа повысит интерес ребят к предмету и позволит использовать полученные знания при изучении других предметов, таких как математика, русский язык, литература, история.

 

Литература:

 

  1.                Шевцов В.В. Историческая метрология России: Учебное пособие. – Томск: Изд-во «ТМЛ-Пресс», 2007.
  2.                Русские пословицы и поговорки/под. ред. В.П. Аникина. – М: Художественная литература, 1988.
  3.                Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. – М.: «Терра», 1994.
  4.                Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: «Азъ», 1995.
  5.                Усачёв А. А. Считарь: числа, счёт, сложение: [книга юных счетоводов всех времён и всех народов] / А. А. Усачёв; худ. О. Бабкин, С. Бабкина. – М.: РООССА, 2009.

Ключевые слова: мера, пядь, вершок, локоть, сажень, аршин.

Аннотация: В статье особое место уделяется проблеме определения какие меры длины существовали на Руси и пользуемся ли мы ими в настоящее время. В жизни, учебной и художественной литературе мы часто встречаем старинные меры длины, но не всегда знаем, что они обозначают. При написании данной работы, мы изучили научную литературу по данной теме, проанализировали, подобрали пословицы и поговорки, отрывки из художественной литературы с использованием старинных мер длины, провели эксперимент с измерением длины школьной парты, скамьи, учебника. Таким образом, мы предполагаем, что старинные меры длины утратили значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения, принятые во всем мире.

Публикация

№ 1 (15), февраль 2018 г. г.

Скачать выпуск

Автор


Научный руководитель

Рубрика

Спецвыпуск

Год публикации

Социальные комментарии Cackle