ISSN 2409-546X
ПИ № ФС77-61102
8-800-555-1487

Исследование представлений детей 6,5-7 лет о компьютерных играх

Библиографическое описание: Абаленский А. С., Абаленская З. В. Исследование представлений детей 6,5-7 лет о компьютерных играх // Юный ученый. — 2018. — №1.1. — С. 2-3. URL: http://yun.moluch.ru/archive/15/1181/ (дата обращения: 19.07.2018).





 

В статье особое место уделяется проблеме организации игры и развития игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Результаты проведённого интервью дошкольников, посвящённого выявлению представлений детей 6,5-7 лет о компьютерных играх, помогли ответить на вопросы о наиболее популярных компьютерных играх среди девочек и мальчиков, частоте и способе их использования, а также включенности родителей в процесс взаимодействия дошкольников с ИКТ. В статье приводится рейтинг компьютерных игр среди детей 6,5-7 лет. Дается анализ представлений дошкольников о конкретных компьютерных играх.

Ключевые слова: компьютерные игры, дошкольный возраст, дети 6,5-7 лет, интервью.

 

Сегодня как в науке, так и в практике дошкольного воспитания сложилось весьма противоречивое отношение к детской игре. Реальность такова, что, начиная с дошкольного возраста, дети приобщаются к компьютерной игре. В связи с этим организация игры и развитие игровой деятельности как ведущей в развитии дошкольника становится сложной и важной проблемой [1].

До сих пор ведутся споры о необходимости оградить ребенка дошкольного возраста от компьютерных игр. Нам стало интересно узнать, а что сами дети дошкольного возраста говорят о компьютерных играх, какие именно игры их привлекают и чем?

Целью исследования стало изучение представлений детей 6,5-7 лет о компьютерных играх.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, интервью. Среди большого числа методов исследования в психологии особняком стоит метод интервью, т.к. предполагает высокий уровень включенности исследователя и влияние его личностных качеств на процесс. Относительно нашего исследования, мы считаем, что именно данный метод дает возможность получения наиболее полных и актуальных знаний о предмете исследования.

В исследовании приняли участие воспитанники подготовительных групп МБОУ лицей «Технический» г.о. Самара в возрасте 6,5-7 лет, в количестве 54 человек.

Детям предлагалось выступить в роли интервьюера и ответить на следующие вопросы: «В какие игры на планшете, сотовом телефоне ты играешь?», «Про что эта игра?», «Почему она тебе интересна?». Все ответы фиксировались в протоколе. Сводная таблица ответов детей приведена ниже (Таблица 1). Далее проводилась обработка полученных данных и их интерпретация.

Таблица 1

Название игры

Ответы детей на вопрос: «Про что эта игра?»

Ответы детей на вопрос: «Почему она тебе интересна?»

1

«Говорящий кот Том» (My Talking Tom)

«Эта игра про котика»

«В этой игре кота можно хватать за хвост, трогать, гладить по животику, чтобы он мурлыкал, кормить. Котик умеет ходить в туалет. Котик повторяет забавно слова. Можно играть в мини-игры и зарабатывать деньги, а потом их тратить. Покупать коту костюмы, еду, менять цвет шерсти, менять обстановку в комнате»

2

«Соник Бум» (Sonic Boom)

«Эта игра про синего ёжика, который очень быстрый. Он быстрее всех»

«В этой игре надо бегать и собирать колечки В ней есть разные герои: Соник, Соник XZ, Доктор Эгман, Шедон, Тейлс, Наклс, Эми» «Когда мы выходи на прогулку, то играем в героев этой игры. Бегаем друг за другом»

3

«Лего-Ниндзяго» (Lego Ninja go)

«Эта игра про лего-человечков-ниндзя»

«В этой игре можно бегать, прыгать, драться со злодеями, атаковать сзади, выбирать оружие: сурикены, нунчаки»

4

«Трансформеры» (Transformers)

«Эта игра про роботов-трансформеров- автоботов, которые сражаются с злодеями-десептиконами»

«В этой игре можно выбрать своего героя. Можно сражаться со злодеями, чтобы они Землю не уничтожили. В этой игре есть босы-десептиконы, пока ты сражаешься с простыми, появляются супер опасные, с которыми сложно справиться. Можно переходить на разные уровни»

5

«Черепашки Ниндзя» (Teenage Mutant Ninja Turtles)

«Эта игра про мутантов Черепашек Нинздзя, которые сражаются со злодеями, чтобы они не уничтожили Землю»

«В этой игре надо собирать карточки, на которых изображены герои, их можно добавлять в игру. Есть карточки с пиццей, мутагеном. Можно самому использовать атаки»

6

«Майнкрафт» (Minecraft)

«Эта игра про мир из квадратов, там ничего нет круглого»

«В этой игре всё квадратное и даже Земля. В этой игре надо добывать ресурсы: золото, изумруды, алмазы, руда. Строить дом. У главного героя. Стива, есть кирка, топор, мотыга. Когда наступает ночь, надо спасаться от зомби, скелетов, «криперов». А утром всё нормально. Есть еще мирные жители»

7

«Шедоу Файт» (Shadow Figt)

«Эта игра про ниндзя»

«В этой игре надо сражаться со злодеями и получать деньги. На них можно купить оружие»

8

«Drive Ahead»

«Эта игра про машины. Она называется «Разбей голову противнику»»

«В этой игре надо сразиться с противником. Надо какой-то частью машины попасть в голову противника и разбить ее, за это дают очки»

9

Игры на развитие внимания, памяти, мышления

Не смогли объяснить

«Эти игры устанавливают родители, чтоб мы были умными»

В процессе исследования было выявлено, что 92% детей не умеют пользоваться компьютером, а именно клавиатурой и мышью. 94% детей пользуются сотовым телефоном родителей и планшетом, могут самостоятельно устанавливать приложения с играми.

Анализ данных показал, что и мальчики, и девочки играют в игру «Говорящий кот Том» (My Talking Tom). Детей привлекает в ней то, что веселый питомец повторяет все фразы, сказанные ему его хозяином своим забавным голосом, чем доставляет радость. Кроме того, кота можно гладить, кормить и играть с ним.

Девочкам, в отличие от мальчиков нравятся развивающие игры. Мальчики готовы в них поиграть только совместно со взрослым, если он их установит. И мальчикам, и девочкам нравятся так же игры, где что-то нужно собирать (монеты, алмазы, цветочки и т.д.), преодолевать препятствия, переходить на следующий уровень. Мальчики самостоятельно устанавливают такие игры как «Соник Бум» (Sonic Boom), «Лего-Ниндзяго» (Lego Ninja go), «Трансформеры» (Transformers), «Черепашки Ниндзя» (Teenage Mutant Ninja Turtles), «Майнкрафт» (Minecraft), «Шедоу Файт» (Shadow Figt), «Drive Ahead». По большей части родители, особенно мамы, имеют слабое представление, про что эти игры и как их воспринимают мальчики. Мальчики. видят в этих играх возможность сразиться с неприятелем («злодеем», «босом» и др.), побывать в разных ролях, заработать награду, им нравится действие (собирать, бегать, прыгать, атаковать). В данном случае компьютерная игра выступает компенсаторным механизмом в жизни дошкольника, которому часто запрещается делать в реальности то, что позволено в виртуальном мире. Как видим из ответов детей, им не так уж и много нужно, а именно побегать, попрыгать, сразиться и получить награду. Возможно, если взрослый в реальной жизни позволит удовлетворить дошкольнику данные потребности, то компьютерные игры станут менее привлекательными. На наш взгляд игры «Шедоу Файт» (Shadow Figt), «Drive Ahead» должны быть под запретом для дошкольников. Мальчики не смогли точно объяснить, про что эти игры, но они достаточно привлекательны для них за счет выраженной агрессии в сюжете игры.

Итак, необходимо глубже изучать механизмы и результаты воздействия компьютерных игр на формирование психических структур и становление личности в дошкольном возрасте. На этой основе создавать квалифицированные психологические экспертные советы продукции для детей.

 

Литература:

 

  1. Батенова Ю. В. Игра, компьютерная игра, игровая деятельность: сравнительный анализ понятий / Ю. В. Батенова // Мир образования — образование в мире. — 2012. — № 2. — С.85–90.

Ключевые слова: компьютерные игры, дошкольный возраст, дети 6,5-7 лет, интервью.

Аннотация: В статье особое место уделяется проблеме организации игры и развития игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Результаты проведённого интервью дошкольников, посвящённого выявлению представлений детей 6,5-7 лет о компьютерных играх, помогли ответить на вопросы о наиболее популярных компьютерных играх среди девочек и мальчиков, частоте и способе их использования, а также включенности родителей в процесс взаимодействия дошкольников с ИКТ. В статье приводится рейтинг компьютерных игр среди детей 6,5-7 лет. Дается анализ представлений дошкольников о конкретных компьютерных играх.

Публикация

№ 1 (15), февраль 2018 г. г.

Скачать выпуск

Автор


Научный руководитель

Рубрика

Спецвыпуск

Год публикации

Социальные комментарии Cackle