ISSN 2409-546X
ПИ № ФС77-61102
8-800-555-1487

Авторское право: свобода и ответственность

Библиографическое описание: Лесниковский Н. С., Чубарова Т. Ж. Авторское право: свобода и ответственность // Юный ученый. — 2018. — №3. — С. 69-72. URL: http://yun.moluch.ru/archive/17/1254/ (дата обращения: 11.12.2018).





 

Среди моих друзей, знакомых, сверстников многие занимаются творческой деятельностью: рисуют, фотографируют, сочиняют тексты и музыку, поют. Некоторые считают, что это несерьезное занятие. Другие же говорят о том, что творчество впоследствии может стать делом их жизни и приносить доход, а главное, обеспечит им свободу самовыражения, расширит границы их возможностей, освободит от многих обязательств. Но говоря о свободе, никто из них не упоминает об ответственности. А ведь авторы должны знать и понимать границы свободы и меру ответственности, которые устанавливает общество и государство. Меня заинтересовало то, как некоторые аспекты этих понятий раскрываются в авторском праве.

Авторское право зарождалось в далекой древности. Именно тогда люди начали задумываться о защите авторства своего произведения, правовом регулировании интеллектуальной собственности. В настоящее время в Российской Федерации действует современное законодательство, которое регулирует вопросы авторского права в нашей стране, а также согласуется с международными нормами в этой области. Основным законом об авторском праве является Гражданский Кодекс РФ, вступивший в силу 1 января 2008 года. В данном документе прописаны основные положения, определения и понятия, касающиеся авторского права.

Согласно ст.6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», авторское право распространяется на произведения науки, искусства, литературы. Так что же является произведением? Наиболее популярное определение сформулировал В. И. Серебровский: «Произведение — это совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения» [6].

Часто можно услышать такую фразу: «Мысль материальна». Это напрямую относится к авторскому праву. Ведь, как правило, мысль человека воплощается в нематериальный объект, а чтобы он стал объектом авторского права необходимо этот результат творческого труда выразить в объективной форме и закрепить на каком-либо материальном носителе (в форме изображения, звукозаписи, в письменной форме, объемно-пространственной и некоторых других). Важно понимать, что объектами авторского права признаются только такие произведения, которые носят творческий характер, предполагают творческий поиск в любом направлении, с любой темой, независимо от назначения и достоинств произведения.

Уверен, каждый из нас неоднократно в шутку говорил: «Я — художник, я так вижу!». Часто это происходит, когда мы что-либо придумали, создали, а нас не понимают окружающие, утверждают, что наше произведение — полнейшая глупость! И вот тут в силу вступает принцип свободы творчества, закрепленный Конституцией РФ в ст.44, который позволяет автору самостоятельно выбирать интересующую его тему, форму будущего произведения, метод создания, использовать свое произведение всеми дозволенными законом способами. Закон гарантирует подобную свободу как в сфере художественного и литературного творчества, так и в рамках научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности. Кроме того, закон провозглашает, что свобода творчества несовместима с цензурой произведений науки, литературы и искусства.

Однако свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. Право в определенной степени является указателем границ должного и дозволенного. И если отдельная личность преступает эти границы, возникает основание для юридической ответственности. Ответственность — обязательный пункт существования социальной свободы. На мой взгляд, ярким примером того, что автору необходимо быть ответственным, уважать права и свободу других граждан, является ситуация с фильмом «Движение вверх», который с оглушительным успехом недавно прошел в прокате. Некоторые участники событий, показанных в фильме, упрекают его создателей в многочисленных несоответствиях. Понятно, что режиссеру хотелось максимально насытить сюжет яркими событиями из баскетбольной истории, и именно поэтому многие эпизоды сконцентрированы в одних временных рамках, хотя на самом деле произошли на несколько лет позже, например, болезнь Александра Белова. Но некоторый творческий вымысел затронул чувства, репутацию людей, участников событий. Вдова тренера сборной СССР Владимира Кондрашина подала иск на создателей фильма с претензиями, которые связаны с запретом использовать имя без согласия, запретом распространения информации о частной жизни без согласия людей. Она потребовала, чтобы из фильма убрали некоторые сцены, например, где ее муж спекулирует валютой. Их убрали, в сценарий внесли незначительные коррективы, изменили фамилию тренера. Но эти изменения и результаты судебного разбирательства не удовлетворили Евгению Кондрашину. В Московский городской суд подана апелляция. И я буду с интересом следить за тем, как закончится этот процесс. Ведь именно право определяет границы личностной свободы и является мерой социальной ответственности, оно служит средством утверждения нравственных начал в обществе. И я считаю, что нельзя воспитывать патриотизм и силу духа, как провозглашают авторы фильма, одновременно попирая права и свободы отдельных людей.

Регулируя общественные отношения, право служит не только государству, обществу, коллективным образованиям, но и человеку в целом. Важнейшая из задач права — это создание удобных правовых условий ради сохранности общественного и творческого развития индивида. Как правило, главное желание автора состоит в том, чтобы его произведение увидели, услышали, прочитали, узнали как можно большее количество людей. До сегодняшнего дня сложно было достичь этой цели самостоятельно. Обычно, чтобы произведение увидело свет и при этом его создатель получил вознаграждение, необходимо заключить авторский договор с издательством, звукозаписывающей компанией, музыкальным лейблом, агрегатором, галереей и т. д. Подобные фирмы и организации берут на себя все заботы по раскрутке «автора», но при этом он обязан «играть по их правилам», иногда попадая поистине в «кабальные» условия.

И здесь на помощь творческим личностям приходит новейшая технология. Блокчейн. Для тех, кто путает блокчейн с биткоином, поясню, что система блокчейн — это не только мир криптовалют. Это новая цифровая реальность с универсальной и глобальной матрицей электронных расчетов и услуг. Одной из причин ее активного внедрения в сферу авторского права служит формирование концепции и практическое использование «умных контрактов» (англ. smart contracts), которые создаются на основе принципов функционирования технологии блокчейн [1, с.95]. Принцип работы этой системы представляет собой четко сформированную базу данных с определенными правилами построения цепочек транзакций и доступа к информации.

В чем преимущество данной техологии? Прежде всего в том, что она минимизирует роль посредников и позволяет производителям и потребителям результатов интеллектуальной деятельности непосредственно взаимодействовать друг с другом, обеспечивает переход от коллективного к индивидуальному управлению правами. К примеру, на использование технологий блокчейна перешел крупный агрегатор лицензионных электронных книг «ЛитРес» [2]. Он использует технологию IPChain. IPChain был разработан для государственных, коммерческих и общественных организаций, занимающихся созданием, управлением, коммерциализацией, хранением и использованием самых разных объектов интеллектуальной собственности [7]. Его учредителями стали Фонд «Сколково», российские авторские общества, ведущие вузы страны.

Проблема сохранности и подтверждения своего авторства в творческой среде существует давно, можно сказать, с момента появления в голове первобытных людей первой мелодии или с момента нанесения первого наскального рисунка. Как доказать, что картина или музыкальная запись не подделка, как автору скульптуры убедить всех, что именно он ее создал? Права на произведение возникают с момента создания. Это исключает необходимость их обязательной регистрации, но не обеспечивает публичную достоверность исключительного права. Поэтому автору произведения в спорной ситуации придется доказывать, что оно было создано его творческим трудом. Раньше это можно было сделать с помощью депонирования. Необходимо было отправить текст, стихи, сценарий заказным письмом на собственный адрес и хранить нераспечатанный конверт годами. Теперь же для защиты авторских прав, их регистрации для подтверждения авторства мы можем использовать блокчейн. Это позволит сделать информацию о правообладателях максимально прозрачной. При этом после такой регистрации информация о правообладателе и сделках с интеллектуальной собственностью не может быть утеряна или незаконно изменена. Например, система TTS представляет собой средство фиксации размещаемых документов любого типа по времени с созданием отпечатка момента их публикации [3]. Такая технология незаменима в вопросах, когда требуется доказать подлинность какого-либо документа, контракта или даже публикации авторских прав. По отпечатку времени можно совершенно просто проверить не только дату выдачи или опубликования, но и время с точностью до секунды. А в юриспруденции это может сыграть ключевую роль.

Недавно интернет-магазины, продающие электронные версии книг столкнулись с новым видом мошенничества. Некоторые авторы, абсолютно не заботясь о литературных достоинствах своих произведений, пытаются опубликовать максимальное количество работ по минимальной цене [5]. Они привлекают внимание читателей ценой, яркой обложкой, грамотно составленной аннотацией. Сырьём для таких «шедевров» служат чужие тексты, как правило — старая литература, за давностью лет ставшая, что называется, общественным достоянием. Книга сканируется, текст подвергается некоторой переработке, снабжается аннотацией и размещается на Amazon.com. В крайнем случае, можно и просто забить семьсот страниц одной фразой. Верите или нет, но на цифровых развалах Amazon.com встречаются и такие творения. Блокчейн станет серьезным препятствием для такой спамлитературы и защитит права добросовестных пользователей. Применение данной технологии в сфере авторского права направлено на максимальное использование главных преимуществ этой технологии. IPChain возвращает некогда утраченное в сфере ИС доверие участников друг к другу. По сути, IPChain гарантирует неизменность и отсутствие фальсификации истории жизни объектов интеллектуальной собственности, становясь инфраструктурой доверия и гарантией чистоты сделки.

Кроме того, сама сделка может быть более доступной, так как создатель какого-либо контента, к примеру, исполнитель песни, сможет выложить ее без присоединения к определенному музыкальному лейблу. Соответственно цена на данное произведение будет меньше и больше людей смогут позволить купить себе этот товар. Например, скачивая фильм (книгу, программу) из интернета, вы вместе с ней сможете получить информацию о текущем правообладателе и условиях его публичной лицензии (оплаты за скачивание). При наличии надлежащего программного обеспечения само скачивание может осуществляться по факту оплаты в соответствии с этими условиями. Также на основе технологии блокчейн можно организовать обмен экземплярами электронных файлов фильмов (книг и т. п.), если, конечно, на это есть разрешение исходного правообладателя. Тогда пользователи смогут передавать друг другу файлы, наподобие того, как сейчас передается бумажная книга или диск с фильмом, в том числе за деньги (реальные или виртуальные).

Национальный российский проект IPChain очень динамично и позитивно развивается. Появляется все больше новых технологий, которые позволяют постоянно улучшать предлагаемые решения. Так группа ведущих вузов во главе с Сибирским федеральным университетом готовит платформу для обмена знаниями и объектами авторского права, созданными в высших учебных заведениях, а также сервис по фиксации и обороту авторских прав на результаты студенческих исследований [7]. Организации по коллективному управлению авторскими правами, которые собирают деньги за публичное воспроизведение или демонстрацию кино, музыки и других произведений искусства в пользу авторов планируют выгрузку в сеть IPChain данных о фактическом использовании фонограмм и музыкальных произведений. Уже совсем скоро все, чья деятельность связана с интеллектуальным трудом: авторы, ученые, инновационные компании, инженеры, интеграторы, университеты, институты инновационного развития, организации, профессионально управляющие правами, смогут воспользоваться технологией блокчейн.

Таким образом, для того, чтобы авторское право соответствовало новому цифровому веку, необходимо активно использовать и постоянно совершенствовать технологии, которые значительно расширяют границы свободы для всех субъектов авторского права. Одновременно следует помнить, что право выступает не только мерой юридической свободы, но и мерой юридической ответственности. И, что, на мой взгляд, не менее важно, подразумевает моральную и социальную ответственность авторов за добросовестное исполнение своих обязанностей, уважение прав и свобод других людей.

 

Литература:

 

  1.                Ахмедов Г. А., Войниканис Е. А., Глазунова К. Д. и др. Основные тенденции развития права интеллектуальной собственности в современном мире, в том числе новые объекты интеллектуальных прав и глобальная защита // Научно-практическое пособие. — М.: РВК, 2017. — 213 с.
  2.                Блокчейн подтвердит авторские права // URL: https://bloomchain.ru/blokchejn-podtverdit-avtorskie-prava/ (Дата обращения: 21.11.2017).
  3.                Блокчейн — это... Как работает блокчейн, преимущества, применение, перспективы // URL: http://fb.ru/article/261672/blokcheyn---eto-kak-rabotaet-blokcheyn-preimuschestva-primenenie-perspektivyi (Дата обращения: 14.08.2016).
  4.                Интеллектуальная собственность уходит в блокчейн // URL: https://www.kp.ru/daily/26792.4/3826047/ (Дата обращения: 07.02.2018).
  5.                Как написать десять е-книг в день и заработать на этом // URL: https://newsland.com/user/4297709846/content/kak-napisat-desiat-e-knig-v- den-i-zarabotat-na-etom/4195147 (Дата обращения: 25.06.2011).
  6.                Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2001. — 750 с.
  7.                «Цепочка доверия» — авторская колонка президента IPChain Андрея Кричевского // URL: http://rao.ru/news/tsepochka-doveriya-avtorskaya-kolonka-prezidenta-ipchain-andreya-krichevskogo/ (Дата обращения: 06.02.2018).

Публикация

№ 3 (17), июнь 2018 г. г.

Скачать выпуск

Автор


Научный руководитель

Рубрика

Право

Год публикации

Социальные комментарии Cackle