ISSN 2409-546X
ПИ № ФС77-61102
8-800-555-1487

Смертельная мода прошлого

Библиографическое описание: Горохова С. А., Столповская Е. С. Смертельная мода прошлого // Юный ученый. — 2018. — №4. — С. 17-19. URL: http://yun.moluch.ru/archive/18/1256/ (дата обращения: 17.12.2018).





 

Мода может быть не только высокой, но и смертельной. Если в поисковике задать запрос «проклятое платье», то он выдаст вам большой список загадочных историй: проклятое платье Мэрилин Монро, платье –призрак Анны Бейкер, маленькое черное платье Шанель и другие. Но я хочу поговорить совсем о другом. Высокая мода бывает не только красивой, но и очень опасной.

Все красавицы мира подвластны веянию моды. Порой они готовы на самые отчаянные поступки, чтобы выглядеть лучше всех. Индустрия моды прошлых веков развивалась параллельно с научными открытиями того времени. Чтобы получить то красивое, чего нет в природе в натуральном виде, часто обращались к ученым –химикам. Например, натурального, модного в XVIII веке, изумрудного цвета ткани можно было добиться с помощью мышьяка. К сожалению, такое производство наносило большой вред здоровью не только производителям ткани, но и портнихам и обладательницам красивейших платьев изумрудного цвета. Анастасия Комаровская в своей статье пишет: «Женщины наряжались в изумрудный с ног до головы: покупали шляпки, платья, туфли, перчатки — все крашеное мышьяком». [1]

Кроме тканей, мышьяком красили всевозможные аксессуары и даже кондитерские изделия. Если при пошиве платьев и шляп использовали подкладку, то выкрашенные мышьяком перчатки контактировали с кожей рук напрямую. В то время никто и предположить не мог, что причиной появления гнойных нарывов на коже милых дам являются красивые бирюзовые перчатки, а точнее краска на основе мышьяка. (Рис. 1)

image

Рис. 1.

 

Головные уборы того времени тоже были небезопасны. Фетр для шляп изготавливали из меха бобров. Со временем животных стало мало, и промысел запретили. Тогда мастера шляпных дел начали использовать подпушь кроличьего меха. Это было немного дешевле, так же красиво, но технологию изготовления фетра пришлось пересмотреть. Такой ворс нужно было размягчать ртутью. Этим способом выделывания меха пользовались до середины XX века.

Производственные помещения оставляли желать лучшего: отсутствие вентиляции и плохое проветривание пагубно сказывалось на здоровье людей. Научные сотрудники Музея Моды во время экскурсий рассказывают о том, что «вчесывали ртуть в мех голыми руками. В процессе сваливания люди тоже работали с ртутью, а во время вычесывания готовых шляп в воздух поднимался ртутный пух — отравление получали все работники». [2] Периодически эту тему поднимали для общественного обсуждения, но «мода неумолима — шляпы были неотъемлемой частью гардероба».

Страдали не только те, кто трудился на опасном производстве, но и те, кто пленил красотой, надевая очередную красивую шляпку. Шляпу было модно украшать чучелом певчих птичек. Тот факт, что ради прекрасного истребляли сотни безвинных пташек, уже шокирует, но и это еще не все. Для предотвращения разложения тушки мастера использовали все тот же злополучный мышьяк. И пока дама кружилась в вальсе с галантным кавалером, мышьяк в трупе птицы медленно, но верно отравлял ее тело. Прошло немало времени, пока мода на «трупики птиц» ушла в прошлое.

Во все времена тонкая талия считалась эталоном красоты. В настоящее время, чтобы показать свою худобу, красавицы удаляют ребра. В XVIII веке дамы обходились более щадящим методом — туго затягивали корсет вокруг талии. Это являлось причиной не только деформации внутренних органов, но и множества других заболеваний (рис. 2). Многие женщины становились бесплодными, у них возникали серьезные проблемы с дыханием, частые обмороки. Но ослаблять корсеты никому и в голову не приходило, для того чтобы привести барышню в чувство, использовали нюхательную соль. Красоту осиной талии можно было показать с помощью большого количества пышных юбок, чем пышнее — тем уже талия. Бесконечно добавлять слои юбки нельзя — она становится невыносимо тяжелой. А ведь в такой юбке нужно не только ходить, но и танцевать.

https://ofigenno.com/content/6489-1/1.jpg

Рис. 2.

 

На помощь модницам пришел Чарльз Уорт. Он придумал тот самый кринолин из обручей и лент. Вот что пишут по этому поводу некоторые историки: «Конструкция облегчила вес платья и увеличила диаметр юбки до трех метров, но к женщине стало очень сложно подойти, она занимала много места, а самое главное — движение кринолина невозможно было контролировать». [3] Ткани для изготовления юбок использовались тонкие, легкие, но очень легко воспламеняемые и горючие. Стоило задеть свечу неосторожным движением кринолина, как тут же вспыхивали юбки и очень долго горели. Помочь такой даме могли немногие, чтобы не стать «факелами» в борьбе за жизнь. По некоторым данным, в XX веке счет женщин, погибших от «кринолиновых пожаров», шел на тысячи (рис. 3).

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/236854/pub_5abd09a879885e3439fce7b4_5abd0e4adb0cd906818b4147/scale_600

Рис. 3.

 

Довольно красиво и богато смотрятся платья с длинным шлейфом. Но и они не безопасны для жизни и здоровья барышни начала XX века. В то время появился термин «тифозные юбки». Вот что пишет по этому поводу Анастасия Комаровская: «Улицы не отличались стерильной чистотой, и женщина приносила домой на подоле смертельную опасность». [4] В сатирических журналах того времени даже стали появляться карикатуры: служанка чистит юбку, над ней поднимается тифозное облака, а в углу потирая руки стоит смерть.

Можно привести очень много примеров опасных для здоровья и жизни веяний моды: легковоспламеняющиеся прически и гребни, свинцовая пудра для лица, дающая желанную бледность, жесткие воротнички, которые душили своих хозяев, яркие носки, способные привести к сильнейших ожогам, косметика с радием, ампутирование мизинцев на ногах, чтобы влезть в более узкую обувь, мужские пышные галстуки, которые попадали под пресс при работе в цехах, приводили к «самоудушению» и т. п.

В конце всего сказанного хочу отметить, что покупали смертельно опасную одежду вполне осознанно. Но ведь альтернативы не было долгое время. А соответствовать моде желает и считает обязательным женщина любой эпохи.

Возможно одна из причин короткой продолжительности жизни в прошлом — именно мода, которая и по сей день является неким диктатом.

 

Литература:

 

  1. https://zen.yandex.ru/media/id/59f03263fd96b1f6d87
  2. https://zen.yandex.ru/media/cosmo.ru/ubiistvennaia
  3. https://kak2z.ru/index.php?topic=487870.0
  4. https://karhu53.livejournal.com/34324049.html

Публикация

№ 4 (18), октябрь 2018 г. г.

Скачать выпуск

Автор


Научный руководитель

Рубрика

История

Год публикации

Социальные комментарии Cackle