ISSN 2409-546X
ПИ № ФС77-61102
8-800-555-1487

Маски в культуре славян и народов России

Библиографическое описание: Сычугов Д. В., Новосёлова М. П. Маски в культуре славян и народов России // Юный ученый. — 2018. — №4. — С. 23-25. URL: http://yun.moluch.ru/archive/18/1267/ (дата обращения: 19.10.2018).





 

Актуальность: Веками русский народ свято чтит и хранит свои традиции и обычаи, передавая их из поколения в поколение. Так, например, на Масленицу, как и сто лет назад, сжигают чучело, пекут блины, устраивают веселые игрища. А на народных гуляниях продолжают разыгрывать сценки из древнерусских обрядов. Традиции — часть богатой истории русского народа, а историю своей страны необходимо знать.

В нашей семье тоже есть традиции: на Рождество мы готовим сырники с изюмом, в Крещение ставим крестики над входной дверью и окнами, на Пасху — красим яйца и печем куличи, во время Святок — гадаем. В этом году на Святочные гуляния мы решили удивить своих родных и близких. Для этого изготовили и надели маски, отправились в гости и поздравили всех шуточными колядками.

Мне стало интересно, зачем наши предки надевали маски? Откуда пришла такая традиция? Что обозначают славянские маски?

Гипотеза исследования: знание истории появления, значения и символики славянских масок позволит создать собственную уникальную маску.

Цель исследования: создать собственную уникальную маску.

Цель определила задачи проекта:

  1.                изучить и проанализировать научно-популярную литературу и интернет-ресурсы по проблеме исследования;
  2.                рассмотреть историю маски как культурного явления и определить основные функции маски;
  3.                выявить основные сферы действия маски;
  4.                проанализировать особенности символики и значения масок в культуре славян и народов России;
  5.                разработать эскизы маски и описать технологию создания собственной маски в домашних условиях.

Объект исследования: славянские маски как отражение традиционной культуры России.

Предмет исследования: знания, полученные в результате исследования научно — популярной литературы для создания маски по канонам предков.

Данная маска пополнила мою личную коллекцию масок, работа была представлена на уроках истории России.

В процессе работы над проектом использованы следующие методы исследования: теоретический, сравнение, обобщение, наблюдение, создание маски из бересты и кожи.

Временные рамки исследования охватывают период с древнейших времён до начала XVIIIв.

В результате исследования, мы пришли к следующим выводам:

  1.                Сбор сведений о масках вызвал затруднения, так как среди множества исторических источников и литературы, информации о масках крайне мало. Исследователи отмечают, что в отличие от культур других народов, в славянской народной культуре маска было сравнительно мало разработана.

Главными источниками теоретического исследования стали мифы и легенды славян, а также полотна современных художников-славянистов, таких как Королькова, Сёмочкиной, Брусилова.

  1.                Были выявлены особенности славянской маски и описана единая типология масок. Среди основных особенностей славянской маски характерно преобладание овальных форм, максимально приближенных к форме человеческого лица, световая гамма скудная и ограниченна двумя цветами кожи — чёрным и коричневым. Детальная проработка элементов масок отсутствует, определить их смысловую нагрузку крайне сложно.
  2.                Изучив основные характеристики, функции и сферы действия маски, я приступил к практической работе по созданию маски в домашних условиях. Первым этапом работы стало создание эскиза. В маске я решили воплотить образ Перуна — Бога Грозы и Молнии. Он интересен тем, что был главнейшим Богом славян, «единым владыкой всего». Его считали богом войны, который покровительствовал дружине, он отвечал за плодородие и имел особое (бережное) отношение к хлебу.

C:\Users\Наталья\Pictures\20180220_200807.jpg

Рис. 1. Эскиз маски

 

На втором этапе практической деятельности я обработали бересту: снял тонкий верхний белый слой, очистил его от пыли и грязи мягкой тряпочкой. С внутренней стороны убрал кусочки бересты с других слоев.

Третьим этапом работы стала разработка технологической карты и непосредственное создание маски. В процессе изготовления маски я использовал такие материалы и инструменты, как: бересту, разноцветный шпагат, деревянные бусины для украшения, кусочки кожи, клей «Момент», ножницы, канцелярский нож.

Сначала я изготовил шаблон будущей маски, перенес его на основу из бересты. Данные операции нужны для того, чтобы задать пропорции будущего изделия. Затем по намеченному контуру вырезал основу маски и сделал дополнительные детали: из кожи — брови, из шпагата — бороду, из кусочков бересты — наконечники на молнии. После чего прикрепил все детали к основе и привязал к готовой маске нитки, чтобы ее можно было носить.

C:\Users\Наталья\Desktop\20180221_071727.jpg

Рис. 2. Маска Бога Перуна

 

Итак, в ходе исследования мы достигли цели и решили все поставленные задачи, подтвердили гипотезу исследования и доказали, что знание истории появления, значения и символики славянских масок позволит создать собственную уникальную маску.

 

Литература:

 

  1.                Громыко М. М. Мир русской деревни [Текст] / М. М. Громыко. — М.: Молодая гвардия, 1991.
  2.                Левкиевская Е. Мифы восточных славян [Текст] / Е. Левкиевская. — М.: «Детская литература», 2015.
  3.                Семенова М. Мы — Славяне! [Текст] / М. Семенова. — М.: Издательство «Азбука», 2009.
  4.                Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды [Текст] / И. Снегирев. — М.: Кучково, 2012.

Публикация

№ 4 (18), октябрь 2018 г. г.

Скачать выпуск

Автор


Научный руководитель

Рубрика

История

Год публикации

Социальные комментарии Cackle