ISSN 2409-546X
ПИ № ФС77-61102
8-800-555-1487

Коррекции девиантного поведения у сотрудников полиции

Библиографическое описание: Любаев Д. В., Любаев А. В. Коррекции девиантного поведения у сотрудников полиции // Юный ученый. — 2018. — №4. — С. 84-85. URL: http://yun.moluch.ru/archive/18/1285/ (дата обращения: 17.12.2018).





 

Социально нежелательные отклонения в поведении сотрудников полиции является одной из значительных проблем современного общества. Особенно опасны ситуации, когда девиации поведения достигают уровня асоциальных и антисоциальных. В связи с этим весьма актуальным является разработка новых эффективных методов психологического воздействия на девиантов с целью коррекции социально неприемлемых форм поведения [1, с. 43].

В настоящее время существует много психокорекционных методик, которые позволяют целенаправленно менять поведение человека. Их описание можно найти у таких авторов как Х.Дж. Джинотт, Д. Киппер, Г. Блатнер, А. И. Захаров, А. Е. Личко, Н. В. Цзэн и др.

Большое значение имеет изучение девиантного поведения у личностей, профессиональная деятельность которых проходит в постоянном напряжении. По данным отечественных и зарубежных исследователей, в структуре всех психических расстройств 75–80 % составляет девиантное поведение [3, с. 58].

Исследование данной проблемы является актуальным и отвечает запросам современной практической психологии.

Специфика работы лиц, профессиональная деятельность которых проходит в системе полиции, связана с высокими физическими и психоэмоциональными нагрузками, что может провоцировать декомпенсацию у контингентов с признаками нервно-психической неустойчивости, оказывать «функциональные» нарушения психики. Эти факторы, в свою очередь, требуют правильно организованной и квалифицированной психокоррекционной помощи [2, с. 67].

Наличие психической неустойчивости относительно негативных событий жизни также способствует развитию девиантного поведения сотрудников полиции. Таким образом, профилактика расстройств поведения у сотрудников является одним из важнейших звеньев работы психологической службы полиции [5].

Анализ наиболее распространенных психокорекционных методик показал, что в них, практически всегда, присутствует суггестия. К сожалению, этот очевидный факт во многих случаях просто игнорируется. В то же время, целенаправленное использование внушения может существенно повышать эффективность любой психокоррекционной методики [3, с. 67].

Одним из главных направлений в работе психолога полиции, является коррекция девиантного поведения сотрудников. Осуществление данного вида работы требует от психолога установление оптимальных путей оказания психологической помощи сотрудникам полиции, которые имеют отклонения в поведении.

С целью коррекции девиантного поведения и улучшения уровня адаптации, психологом применяются методы психокоррекции и психопрофилактики. В комплексе психокорекционных мероприятий используются методы, которые базируются как на внушении, так и на убеждении, разъяснении (рациональная, групповая, косвенная психокоррекция). А также методы, предусматривающие овладение навыками психической саморегуляции, направленные на реконструкцию нарушенных отношений личности [3, с. 72].

Коррекционная работа строится таким образом, чтобы убедить сотрудника полиции в необходимости следовать социальным нормам, развивать навыки самоконтроля и способность адекватно реагировать в различных жизненных ситуациях, и тому подобное.

Сознательное стремление к позитивным изменениям безусловно необходимое, однако проблема в том, что негативизм к окружающим не позволяет многим девиантам усваивать и использовать новые адаптивные формы поведения, как это делают их коллеги, принадлежащие к группе нормы. Это означает, что в психокоррекционной работе с девиантами необходимо активнее использовать внушение, которое позволяет преодолевать сопротивление сознания, блокировать предвзятость и негативизм.

Процедура психокоррекционного воздействия выглядит таким образом [4, с. 82]:

–                    установление эмоционального контакта с участником;

–                    сбор информации о его индивидуально-личностных особенностях, жизненной ситуации, а также восприимчивости к суггестивному воздействию различной сенсорной модальности;

–                    совместная (с психологом) вербализация «картины мира», в частности, убеждений и моральных принципов, представлений о себе («Я-образа»), а также ближайших и отдаленных жизненных целей;

–                    создание у девианта впечатления, будто он самостоятельно нашел социально приемлемый выход из проблемной ситуации (иллюзия самостоятельного выбора новых целей и способов их достижения);

–                    совместная «инвентаризация» ресурсов для достижения поставленных целей, «прокладывание» пути из настоящего в будущее, а также поощрение дальнейшей активности девианта с помощью стимулятора;

–                    процедура постепенного уменьшения зависимости от психолога, когда участник берет на себя ответственность за собственные решения и поведение в целом.

В процессе психокоррекции девиантного поведения, как правило, психолог комбинирует индивидуальные и групповые занятия. Коррекционная программа состоит из 6–8 групповых занятий, которые проводятся 3–4 раза на неделю в открытых смешанных психотерапевтических группах по 10–12 человек, и 3–4 индивидуальных занятия, длительностью по 50–55 мин [4, с. 62].

При групповых занятиях значительное внимание обращается на индивидуализации влияния (индивидуальное внушение, подбор и отработка индивидуальных формул самовнушения, акцентированное внимание к личности каждого участника, обсуждение его проблем в группе, символический прием в группу и пожелание группы на заключительном занятии и т. п.).

Во время разработки схем психокоррекции основная роль отводится тем компонентам эмоционально-волевой тренировки и лечебно-личностной терапии, которые направлены на дезактуализацию психотравмирующей ситуации и снижение ее социальной значимости.

 

Литература:

 

  1.                Абдульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — 2-е изд. — М.: Наука, 1980. — 334 с.
  2.                Беспалая С. Г. Факторы и условия, определяющие возникновение различных форм делинквентного поведения у сотрудников органов внутренних дел // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 10. — С. 25.
  3.                Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника ОВД / Марьин М. И., Буданов А. В., Петров В. Е., Борисова С. Е., Такасаева К. Р., Адаев А. И., Под ред. Марьиного М. И. — М.: ГУК МВД России, 2004. — 120 с.
  4.                Психологическое обеспечение работы с сотрудниками ОВД, требующими повышенного психологического внимания / Марьин М. И., Солдатова И. Ф., Петров В. Е., Орлова И. Ю., Под ред. Марьиного М. И. — Барнаул: ДКО МВД РФ, 2004. — 151 с.
  5.                Исследование девиантных форм поведения сотрудников органов внутренних дел // psyhodic. URL: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=4135 (дата обращения: 8.01.2018).

Публикация

№ 4 (18), октябрь 2018 г. г.

Скачать выпуск

Автор


Научный руководитель

Рубрика

Педагогика и психология

Год публикации

Социальные комментарии Cackle