ISSN 2409-546X
ПИ № ФС77-61102
8-800-555-1487

ЕГЭ на носу!

Библиографическое описание: Журина М. А., Честнова Е. Н. ЕГЭ на носу! // Юный ученый. — 2015. — №2. — С. 10-11. URL: http://yun.moluch.ru/archive/2/82/ (дата обращения: 22.06.2018).



С каждым днем ЕГЭ становится все ближе и ближе, и, наверняка, уже все выпускники этого года проштудировали немало книг и интернет-сайтов. Но, как говорится, «Повторение — мать учения».

h6YmfHndyCw.jpg

Эта статья посвящена, на мой взгляд, самому сложному заданию в ЕГЭ по русскому языку — сочинению. Сочинение по прочитанному тексту является творческой работой. Тут важно не только ваше знание литературных произведений, но и культура речи, ход мысли, а также понимание проблем, поставленных автором. Все сочинения пишутся по общему плану:

1)     Формулирование проблемы.

2)     Ваш комментарий.

3)     Позиция автора.

4)     Ваше мнение.

5)     Аргументация.

6)     Вывод.

Следуя ему, вы можете рассчитывать на высокий балл. Давайте разберем эти пункты более подробно:

1)      Для нахождения проблемы в тексте стоит внимательно прочитать сам текст. Также в тексте может затрагиваться сразу несколько проблем. Ваша задача — выбрать ту, которую вы сможете лучше раскрыть в своем сочинении.

Способы формулировки проблемы

Примеры

1.               Сочетание слова проблема с существительным в родительном падеже (проблема чего?).

1.               В тексте N поднимается проблема взаимоотношений отцов и детей.

2.               В своем тексте писатель N выдвигает на всеобщее обсуждение проблему человеческого благородства.

2.               Если вы не можете четко сформулировать проблему, задайте 2–3 вопроса по тексту.

Что такое честь? По каким поступкам мы можем оценивать человека? Именно об этом рассуждает …

 

2)      Важно помнить, что комментарий — это, прежде всего, ваше рассуждение по поводу данного текста:

-        Автор возмущен / с болью пишет о …

-        N обращает наше внимание на …

-        Чтобы обратить внимание читателей к злободневной проблеме, автор повествует о …

-        В актуальности данной проблемы не приходится сомневаться.

-        Эта проблема очень актуальна в наши дни. Вот и N не обошел ее стороной.

3)      Если написание позиции автора вызывает у вас затруднение, вы можете процитировать слова автора, которые выражают его отношение к данной проблеме.

Клише:

-        Автор имеет свою точку зрения на эту проблему. Он считает, что …

-        Автор обеспокоен тем, что …

-        Писатель приводит весьма убедительные доводы в пользу того, что …

4)                 Если вы полностью согласны с позицией автора, вы можете использовать следующие клише:

-        Не могу не согласиться с мнением …. Я тоже считаю, что …. Подтверждение своим размышлениям я нахожу и в художественной литературе.

-        Нельзя не согласиться с автором текста в том, что …. Доказательство этого можно найти в произведении ….

-        Если вы не согласны с автором данного текста:

-        Я уважаю мнение автора, но позволю себе не согласиться с его точкой зрения ….

-        Текст N произвел на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны,..., но с другой — …. Готов объяснить свою точку зрения.

5)      Чтобы аргументировать свою точку зрения, вам нужно привести не менее двух примеров. Аргументы должны быть на основе литературного произведения, подходящего к проблематике данного вам текста, и жизненного опыта.

6)      Основной целью заключения является призыв читателя, оценка всего вышесказанного, обобщение вышеизложенной информации.

Ниже представлен мой пример сочинения по отрывку из книги С. Львова «Быть или казаться?» (Осторожно: слово!), составленного по такому плану.

В чем сила слова? Можно ли нанести рану словом? Что такое вежливость? Именно об этом рассуждает Львов Сергей Львович в своём произведении.

Эта проблема очень актуальна в наши дни, потому что наше общество не запрограммировано на доброе отношение друг к другу.

Автор не может мириться с тем, как легко и, порой, бездумно люди грубят окружающим, не подозревая, что при этом творится у человека на душе. Сергей Львович повествует нам историю, рассказанную одной женщиной. Упав на улице и разбив колени, она обратилась в ближайшую поликлинику. Но главный врач спокойным железным голосом сказала, что не окажет помощь в неположенное время. Женщину поразило отношение врача к сложившейся ситуации и то, как слова, сказанные спокойным тоном, смогли ранить её. Автор приводит нам пример необдуманного обращения со словом: девочке с больным сердцем врач при всем классе заявил, что: «С таким сердцем жить нельзя!» Девочка искренне верила, что ей осталось недолго.

Автор имеет свою точку зрения на эту проблему. Он считает, что сила слова не заключается в криках и брани. Настоящая сила в достоинстве.

Не могу не согласиться с мнением Сергея Львовича. Я тоже считаю, что опускаться до уровня некультурного человека — грубить и ругаться — бессмысленно. Намного больнее можно ранить безразличием и правильно подобранным словом. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…» — писал Шефнер. Подтверждение этим словам можно найти и в художественной литературе. Например, в произведении «Письма о добром и прекрасном» Дмитрий Лихачёв рассуждает об искусстве и силе слова. По мнению автора, искусство владения словом — это самое сложное, что требует от человека внутренней культуры.

Данный текст помог мне по-новому взглянуть на проблемы силы слова и невежества. Хотелось бы обратиться ко всем людям: будьте осторожны со словом, очень часто грубое высказывание мстит за себя.

 

Литература:

 

1.      http://russian-tutor.ru/?page_id=289

2.      http://www.ctege.info/russkiy-yazyik-teoriya-ege/zadanie-c1-sochinenie-ege-po-russkomu-yazyiku-rekomendatsii-po-podgotovke-k-sochineniyu.html

Публикация

№ 2 (2), май 2015 г. г.

Скачать выпуск

Автор


Научный руководитель

Рубрика

Русский язык и литература

Год публикации

Социальные комментарии Cackle