ISSN 2409-546X
ПИ № ФС77-61102
8-800-555-1487

Образ Мирового дерева в сказках народов Забайкалья

Библиографическое описание: Жамсаранова А. Б., Ячменёва Е. М. Образ Мирового дерева в сказках народов Забайкалья // Юный ученый. — 2019. — №2. — С. 8-9. URL: http://yun.moluch.ru/archive/22/1361/ (дата обращения: 19.04.2019).





 

Народные сказки — это настоящая сокровищница народной мудрости, меткого народного слова. Сказка — один из самых любимых жанров фольклора, потому что в ней не только увлекательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что сказка открывает читателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к народной культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Каждый раз, перечитывая знакомые сказки, открываешь для себя что-то новое. В третьем классе на уроках литературного чтения мы часто обсуждаем как изображено в мифах, сказках, песнях Мировое дерево. Нас заинтересовало, а как в сказках нашего Забайкалья описано Мировое дерево.

Проблема исследования — в каких образах представлен символ — Мировое дерево в фольклоре Забайкалья.

Гипотеза — в народных сказках Забайкалья Мировое дерево представлено в разнообразных образах

В начале нашего исследования мы провели опрос среди одноклассников и попросили изобразить Мировое дерево так, как они его себе представляют. Выяснилось, что ребята представляют Мировое дерево в виде обыкновенного дерева. Мы поставили перед собой задачу — выяснить, а всегда ли в фольклоре образ Мирового дерева именно такой.

Мы обратились к специальной литературе и выяснили, как в литературе объясняется смысл выражения «Мировое дерево».

Древо мировое — «космическое» древо, характерный для мифов образ, содержащий идею мира — «древо жизни», «древо плодородия», «древо центра», «древо восхождения», «небесное древо», «шаманское древо», «мистическое древо», «древо познания». Крона Мирового дерева достигает небес, корни (у которых течет священный источник) — мира мертвых, ствол и ветви охватывают земное пространство. В его корнях обитают Змей и нечистые духи, а вершина связывается с Богом, небом, Солнцем и птицами. С его помощью можно переходить из одного мира в другой (в мир предков, в небесный мир).

Располагается Мировое древо в фольклоре обычно на горе, посреди моря, в чистых полях близ дороги, у хозяина на его дворе.

С помощью Мирового Древа описываются деление года на сезоны, месяцы, недели, дни.

Часто Мировое Древо связывают с элементами стихий. Например, древние греки и большинство европейцев выделяли четыре элемента: огонь, землю, воду, воздух. Древо было связано со всеми стихиями. Оно укоренено в земле, от плодородия зависит его питание. Его поят дожди и подземные воды. Ствол и крона дерева простерты в воздухе, а солнце, всегда связанное с огнем, дает ему жизненную энергию.

Мировое Дерево отражено в культуре разных народов, в искусстве: в играх, в живописи, орнаменте, скульптуре, архитектурных сооружениях, обрядах, ритуалах, в философии, в науке.

Образ Мирового дерева в сказках представлен во множестве деревьев разных пород.

В энциклопедии «Русская мифология» [1] мы нашли интересные факты: береза в народных сказках обозначала центр мироздания, а также служила символом связи с миром мертвых, яблоня и молодильные яблоки являлись символом плодородия, верба — здоровья, красоты. Дуб символизировал связь трех миров — верхнего, земного и нижнего. Символом памяти и воспоминания являлись липа, черемух; а вечности жизни, идеи обновления и смерти — хвойные деревья. Орешник выступал как символ справедливости. Аналогами Мирового древа могут выступать чудесные бобы и виноградная лоза, стебли которых достигают неба.

Как и у большинства символов, у Мирового дерева есть знаки, которые в известной мере замещают его в некоторых текстах или подчёркивают отдельное свойство дерева. Такими символами в сказках является столб, мировая гора, дорога, церковь с тремя верхами, три терема, корабль, лестница, арка, город.

В ходе нашего исследования мы прочитали русские и бурятские народные сказки Забайкалья и выяснили, что и в них, также как в сказках центральной России присутствует образ Мирового дерева.

В сказке «Бурка, Каурка и синегривый конь» Мировое древо представлено в образе царского терема. Персонаж сказки, царевна, сидела в тереме каждый раз на этаж выше.

В волшебной сказке бурятского народа «Мэргэн Зорикто» юноша идет на поиски бурхана и по пути помогает всем нуждающимся. Мы считаем, что образом Мирового древа является дворец бурхана, «…весь из золота и серебра, крышей в небо упирается…».

А в сказке «Серебряный хухэнэк» главный герой, бедняк, побывал в гостях в доме Мороза. А серебряный дом стоял на высокой горе, куда ни зверь, ни птица не доберутся. Эта гора и есть Мировое дерево. Этот же образ мы нашли в сказке «Хозяин горы». Здесь рассказывается о борьбе мудрого отшельника с жестоким богачом, который держал бурятский народ в страхе.

Столб на развилке дорог в сказке «Ванюшка, волк и Каша Бессмертный» также является примером Мирового древа, как пограничный столб между миром живых и миром мертвых. Также как в сказке «Иван-царевич и серый волк» на этом столбе была надпись о том, что ожидает героя на той или иной дороге.

Мировое дерево в образе березы как символ связи с миром мертвых описано в сказке «Блюдечко золото и яблочко налито». Яблоня как символ женской судьбы присутствует в сказках «Про Буренушку-коровушку и Трое ножку — бычка» и «Медвежья яблочка».

В сказке «Ореховая веточка» мы прочитали про орешник. Славяне верили, что орешник помогает восстановить справедливость. Ветка этого растения помогла главной героине восстановить несправедливость и наказать завистливых сестер.

В сказке «Деревянный журавль» мы увидели образ Мирового дерева в виде высокой башни, где была заточена царевна

В ходе исследования мы выяснили, что в сказках нашей малой родины действительно присутствует образ Мирового древа. Оно представлено в изученных нами сказках в виде березы, орешника, золотых яблоках и яблоньки. А также встречается в местных сказках и в образе дороги, придорожного столба, высокого терема и башни.

 

Литература:

 

  1.                Русская мифология: Энциклопедия — М.:Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007 г.
  2.                Русские сказки Забайкалья: Сборник /Подготовка текстов, статья и коммент. В. П. Зиновьева. — Иркутск: Восточно — Сибирское книжное издательство, 1989 г.
  3.                Русские сказки Восточной Сибири: Сказки. — (Составление тома, подготовка текста, комментарий и предисловие доктора филоогических наук, проф.Е. И. Шастиной). — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство,1985.

Публикация

№ 2 (22), февраль 2019 г. г.

Скачать выпуск

Автор


Научный руководитель

Рубрика

Русский язык и литература

Год публикации

Социальные комментарии Cackle