ISSN 2409-546X
ПИ № ФС77-61102
8-800-555-1487

Использование ролевой игры «Модель ООН» в развитии «гибких» компетенций у школьников

Библиографическое описание: Будикин И. Е., Сатырова К. Б., Мыреев Е. Н., Попова А. Н. Использование ролевой игры «Модель ООН» в развитии «гибких» компетенций у школьников // Юный ученый. — 2019. — №7. — С. 57-60. URL: http://yun.moluch.ru/archive/27/1576/ (дата обращения: 16.07.2019).





 

Введение

Сейчас, в мире высоких технологий, на первом месте у школьников и студентов, стоит образование, саморазвитие. Многие, за счёт доступного интернета посещают онлайн-курсы, где изучают иностранные языки, основы экономики и ведения бюджета, кто-то посещает курсы ораторского мастерства в школе, кружке, ведь всем известно, в нашей современной жизни без подобных навыков сложно обойтись. Популярные в наше время фирмы и компании дают установку для будущих работников, что им необходимы не просто люди с красной корочкой диплома, им необходимы талантливые специалисты (т. е. обладающие достаточными способностями и личностными качествами) для занятия руководящих позиций.

Учитывая нынешние темпы жизни и развития, молодые люди, чтобы устроиться на работу своей мечты и не потерять её, обязаны развивать в себе «жестких» (hard skills) и «гибких» (soft skills).

Часто, самым удобным методом в развитии данных навыков, являются игровые технологии, где будущие творцы мира набираются опыта в той или иной сфере.

Цель работы: исследовать влияние ролевой игры «Модель ООН» на развитие у школьников «гибких» компетенций.

Задачи:

                   Изучить значение понятий «гибкие» навыки;

                   Провести анализ опросов участников игры;

                   Определить влияние игры на формирование управленческих навыков у школьников.

Новизна: Изучение влияния ролевой игры «Модель ООН» на формирование компетенций школьников проводится впервые. Также впервые в этом исследовании используются результаты опросов, проведенные среди школьников-моделистов и их учителей.

Основная часть

Как показывают исследования Университета Иннополис в России настоящее время школьники скорее удовлетворены учёбой в школе (48,5 %). Число абсолютно недовольных уровнем получаемых знаний 7 % опрошенных. В опросе школьники отметили, что уровень образования не влияет на достижение успеха в жизни (34,4 %). В тоже время 54,5 % опрошенных занимаются самостоятельным углубленным изучением школьных дисциплин и 46 % планируют поступить в ВУЗ после школы. По мнению подавляющего большинства школьников, востребованным человеком на рынке труда является специалист с высшим образованием [1]. Однако, как в 2017 году заявил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов, из 900 выпускников университетов, принимавших участие в проведенном в Москве эксперименте, только 25 соответствовали требованиям работодателей. Более того, когда эти выпускники начали работать в компаниях, оказалось, что они не владеют личностными компетенциями, необходимыми для работы: умением работать в команде, навыками саморазвития и самоорганизации [2]. Эти результаты еще раз свидетельствует о том, что фирмам и компаниям необходимы не просто дипломированные работники, обладающие профессиональными компетенциями (hard skills), а специалисты, имеющие также надпрофессиональные компетенции (soft skills).

В своей работе мы будем использовать следующее определение понятия «soft skills» — это «гибкие» компетенции, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать [3].

В 2016 г. на Всемирном экономическом форуме в Давосе аналитики назвали 16 навыков XXI века. К ним отнесены 6 фундаментальных знаний, 6 черт характера и 4 «гибкие» компетенции.

К этим компетенциям относятся:

  1.              Критическое мышление/решение проблем;
  2.              Креативность;
  3.              Коммуникация;
  4.              Сотрудничество [4].

По нашему мнению, развитие управленческих компетенций нельзя рассматривать отдельно от других «гибких» компетенций. Это объясняется результатами исследований авторитетных американских научных центров, которые показывают, что долговременный и стабильный успех руководителей компаний в работе на 75 % определяется soft skills и только на 25 % — hard skills. Таким образом, именно soft skills определяют в большей степени успех менеджера [5].

«Гибкие» компетенции — это навыки, которые приобретаются человеком через дополнительное образование и свой личный жизненный опыт и которые он использует для своего дальнейшего развития в профессиональной деятельности [6].

По нашему мнению, для развития данных навыков можно использовать игровые технологии. Ведь в играх можно воссоздать различные ситуации из всех сфер общественной жизни. Разрешая их, обучающиеся могут получить знания и опыт, которые лежат в основе формируемых «гибкий» компетенций.

Во время проведения настоящего исследования нами были проведены опросы школьников (далее — опрос № 1) и педагогов (далее — опрос № 2) по теме «Роль модели ООН в развитии у школьников soft skills». Организация опросов с помощью платформы «Google Формы» в Сети «Интернет» позволила принять участие в них школьников — моделистов и педагогов не только Республики Саха (Якутия), но и из других регионов России и Беларуси.

К универсальным компетенциям нами были отнесены перечисленные в первой главе компетенции XXI века. Хотя в различных источниках их список достигает 20 навыков.

В результате обработки полученных нами данных 96 % опрошенных школьников считает, что для развития soft skills необходимо совершенствоваться вне школы. Показательно, что об этом также свидетельствуют результаты опроса проведенного в 2015 году исследовательским центром портала Superjob. Как выяснили исследователи из ответов респондентов, чаще других о том, что школа не дает практических знаний и навыков, говорит молодежь до 24 лет (69 %). По мнению участников опроса, основными навыками, упущенными современной системой образования, являются коммуникативные навыки (9 %) и этикет (8 %) [7]. Исследования среди учеников 9–10 классов, проведенные экспертами рабочей группы Общероссийского народного фронта продемонстрировали заинтересованность основной части опрошенных в посещении внеклассных занятий. Исследователи пришли к выводу о необходимости разнообразить формат занятий, предоставлять школьникам больше свободны для самовыражения и проявления своих способностей. В частности, было предложено использовать такие форматы занятий, как дебаты, лекции, встречи с интересными личностями, выездные мероприятия и др. [8].

Одним из форматов таких занятий на наш взгляд является ролевая игра «Модель ООН». Это игра, в ходе которой её участники, как правило, студенты или школьники, выступают в роли делегатов различных стран в органах ООН, работа которых имитируется в данной модели.

Моделисты как отмечает Ковриженко Г. М. отличаются от своих сверстников большим объёмом знаний, умением более свободно, аргументированно и убедительно выступать перед большой аудиторией, лучшим пониманием проблем современного мира и важности развития взаимопонимания и сотрудничества для их успешного решения, навыками работы в команде и т. п. [9].

Полученные в ходе опроса данные свидетельствуют, что у участников произошли позитивные изменения собственных личностных качеств после участия в моделях ООН — ответственности (60 %) и самоорганизации (66 %).

Одним из преимуществ данной игры в развитии «гибких» в целом и управленческих навыков в частности является, то, что для ее проведения формируется свой временный исполнительный орган — секретариат модели, который принимает самостоятельные решения по рабочим вопросам [9]. Временный — потому что для проведения каждой новой или же ежегодной традиционной модели формируется новый состав команды организаторов — секретариата. Избирается или назначается новый генеральный секретарь, председатели и эксперты комитетов, секретари. В модельном движении существует своя «лестница карьерного роста». Как правило, ребята начинают участвовать на моделях как делегат или секретарь-помощник. Наиболее опытные моделисты становятся председателями или экспертами комитетов. А обладающие организационными и лидерскими качествами — генеральным секретарем модели. Таким образом, создается внутренний механизм подготовки собственных менеджеров [10]. Также необходимо отметить, что от организации администрацией ВУЗа или школы работы секретариата зависит уровень участия молодежи. Под участием молодежи здесь понимается предоставление молодым людям возможности оказывать влияние на все вопросы, которые касаются их жизни. Это влияние молодежь может реализовать как через участие в принятии решений совместно со взрослыми, так и через собственную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую жизнь [11]. При построении доверительных отношений администрации ВУЗа или школы с секретариатом модели может быть создана достаточно свободная и автономная при принятии решений молодежная структура. В модельном движении, на наш взгляд, можно достичь высокого уровня взаимодействия молодежи и взрослых при принятии решений. Типы участия молодежи, начиная от манипулятивного до отношения к молодежи как к партнерам приводятся в «лестнице участия» социолога Роджера Харта [11].

В основе нашего исследования также лежит анализ опыта организационной работы старшеклассников в секретариатах моделей и участия школьников 7–11 классов в моделях ООН разного уровня. Так, по мнению 78 % опрошенных юных моделистов участие в моделировании ООН повлияло на развитие такого менеджерского качества как решение проблем, а еще по 62 % получили лидерство и критическое мышление, 28 % управление временем. Некоторые другие цифры показали ответы педагогов. По мнению учителей у учащихся развиваются, во-первых, лидерство и решение проблем (по 68 %), во-вторых, критическое мышление (58 %) и, в-третьих, управление временем (47 %).

Во время подготовки и самой игры можно встретиться не только с индивидуальной работой как членов секретариата, так и участников, но и с командной. Например, к индивидуальной относятся написание экспертом доклада, а участником позиции представляемой страны. Эта работа требует от участников проявления самоорганизации, ответственности, критического и креативного мышления, управления своими эмоциями и временем. К командной работе можно отнести, например, работу по принятию итогового документа модели — резолюции. Этот процесс состоит из нескольких этапов (разработка, согласование, принятие голосованием) и в свою очередь предполагает наличие у участников таких «гибких» компетенций как лидерство, коммуникация и сотрудничество, критическое мышление и решение проблем, креативное мышление, управление своими эмоциями и эмоциями людей, управление временем, ответственность.

Таким образом, можно прийти к выводу, что организация ролевой игры «Модель ООН» самими старшеклассниками и участие в ней школьников развивают у всех категорий участников «гибкие» компетенции и в том числе управленческие навыки.

Заключение

Почти 95 % считают, что данная игра подходит для всех. Любой желающий, независимо от будущей профессии может принять участие.

Более 90 % опрошенных считают нужным увеличить количество подобных мероприятий.

Все преподаватели, которые прошли данный опрос, считают, что ученикам пригодится опыт участия в Модели ООН.

 

Литература:

 

  1.     Исследование Университета Иннополис: школьники считают, что уровень образования не влияет на достижение успеха в жизни // Университет Иннополис URL: https://university.innopolis.ru/news/research-education-of-schoolchildren/?sphrase_id=16392983 (дата обращения: 14.01.2019).
  2.     Сергей Кравцов: Только система объективной оценки качества образования может обеспечить правильность принимаемых в системе образования решений // Вести образования URL: https://vogazeta.ru/articles/2017/10/28/quality/743-sergey_kravtsov_tolko_sistema_obektivnoy_otsenki_kachestva_obrazovaniya_mozhet_obespechit_pravilnost_prinimaemyh_v_sisteme_obrazovaniya_resheniy (дата обращения: 14.01.2019).
  3.     Презентация Курса развития «мягких» навыков (Soft skills) для школьников и студентов [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://leader-id.ru/event/14945/ (дата обращения: 16.01.2019).
  4.     Давос инглиш
  5.     Hard или soft skills: что важнее для менеджера? // Холдинг «Люди Дела» (Business People Consulting Group) URL: http://www.ludidela.ru/articles/985985/ (дата обращения: 17.01.2019).
  6.     Cлушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать [Электронный ресурс] / Давидова В.. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills, свободный
  7.     64 % россиян считают, что школьное образование в России сейчас хуже, чем было 10 лет назад // Superjob.ru URL: https://www.superjob.ru/research/articles/111844/64/ (дата обращения: 17.01.2019).
  8.     Общественники опросили школьников о роли дополнительного образования // Поволжский образовательный портал URL: https://www.vedu.ru/news-opros-shkolnikov-o-roli-dopobrazovanija/ (дата обращения: 17.01.2019).
  9.     Ковриженко, Г. М. Модель ООН: практическое пособие для участников и организаторов / Г. М. Ковриженко; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. — М.: МГИМО Университет, 2014. — 122 с
  10. Кабалык М. В., Баранова М. С. Миссия и ключевые ценности // Опыт развития лидерства среди молодежи. Владивосток: Модель ООН на Дальнем Востоке, 2004.
  11. Развитие молодежного участия. Часть 1 // Портал Молодежь Петрозаводска URL: http://youth.karelia.ru/index.php/politic/articles/1042--1 (дата обращения: 18.01.2019).

Публикация

№ 7 (27), июль 2019 г.

Скачать выпуск

Автор

, ,


Научный руководитель

Рубрика

Педагогика и психология

Год публикации

Социальные комментарии Cackle