ISSN 2409-546X
ПИ № ФС77-61102
8-800-555-1487

Металлургическое дело Ильи Осиповича Кононова —Уус Ылдьаа

Библиографическое описание: Текеянова В. Л., Семенова А. П. Металлургическое дело Ильи Осиповича Кононова —Уус Ылдьаа // Юный ученый. — 2019. — №7. — С. 19-21. URL: http://yun.moluch.ru/archive/27/1592/ (дата обращения: 16.07.2019).





 

Я участница школьной экспедиции «Живая лаборатория Сумэ». Я занимаюсь исследовательской работой с 2016 года.

Я вам расскажу о могущественном потомственном кузнеце, который владел техникой выплавки железа из камней традиционным методом, о человеке, который работал кузнецом 80 лет, об истинном патриоте своей родины, который спас во время Великой Отечественной войны жизнь своих односельчан от голода.

Актуальность исследования

Жизнь и творчество кузнеца И. О. Кононова-Уус Ылдьаа изучено недостаточно. В особенности его железоделательная технология. Работа предназначена для увековечивания памяти мастера-металлурга Уус Ылдьаа.

Остаются открытыми многие вопросы обрядовой культуры, не объединены в единое целое отдельные звенья религиозных верований, системы передачи положительных знаний народной мудрости, навыки ремесленного производства.

Современное состояние проблемы: в современности существуют множество кузнецов. Но, к сожалению, они не применяют традиционную выплавку железа. Они уступают мастерством и умением выплавки железа. В основном они работают уже с готовым сырьем.

Цель исследования. Целью настоящей работы является изучение железоделательного дела Ильи Осиповича Кононова — Уус Ылдьаа. Причем, насколько возможно, во всей целостности с использованием доступных воспоминаний, архивных, археологических, этнографических и фольклорных материалов.

Задачи:

–                    сделать попытки исторического экскурса в сторону удревнения металлургической культуры якутов на основе мифологических воззрений и материалов исторического фольклора.

–                    собрать материал на добычу рудного сырья, производства металла, структурных особенностей организации труда Уус Ылдьаа, его ремесленной лексики и религиозных верований.

–                    сделать попытку воспроизвести технологическое своеобразие производственных процессов, выявить последовательные связи различных ступеней рудоплавильного производства и социальной организации Уус Ылдьаа; попытаться проанализировать и обобщить сопоставимые архивные, этнографические и полевые материалы.

Научная и практическая значимость работы

Если бы издать отдельную работу, посвященную металлургической деятельности И. О. Кононова — Уус Ылдьаа, раскрывающую талантливого кузнеца со всех сторон, то практическая сторона была бы неоценимым вкладом в увековечивании памяти о великом кузнеце. Узнали бы о методах выплавки железа из камней.

Для измерительной исследовательской работы искала ножи Ильи Осиповича. К большому сожалению, ножи с символом (бэлиэ) Ильи Осиповича сохранились совсем в малом количестве экземпляров в Горном улусе. В основном у пожилых людей. Нашли только три варианта его ножей с символами. Измерили 3 ножа. Все измерения можно посмотреть в таблице.

–                    Измерив длину ножей, мы определили разновидность ножей:

–                    1 нож — для охоты;

–                    2 нож — для домашней работы;

–                    3 нож — для домашних работ;

Также мы измерили символы ножей на трех ножах кузнеца. Выяснили, что все символы кузнец ставил сам. Большой разницы между знаками на трех ножах не выявлено. Разница 0,2 см.

На электронных весах мы измерили вес ножей. Нож № 1 –весит 72 грамма, нож № 2–89 граммов, нож № 3- 60 граммов. Мы думаем, что ножи разный вес показывают из-за рукоятки.

В авторских якутских ножах Илья Осипович оставлял знак-символ (бэлиэ) похожий на римскую цифру IIXII и лучи солнца \ | /, от кончика ножа есть след от молотка (по-якутски быьа охсуу). Следует отметить, что признанные мастера оставляли на своих изделиях собственные метки. При жизни Ильи Осиповича спросили, что означает этот знак. Он ответил, что этот знак пришел к нему в голову. Мы предполагаем:

IIXII этот знак показывает, что он является двенадцатым поколением кузнецов;

IIXII возможно это скобки и в скобках заключен число 10;

\ | / мы предполагаем, что это лучи солнца, которому поклоняются все северные народы;

\ | / Возможно, обладая магической силой кузнецов, Илья Кононович предположил, что умрет во время солнечного затмения;

\ | / возможно, это лучи искры железа на наковальне;

В 1996 году летом мой руководитель Семенова А. П. встретилась с Ильей Осиповичем. В ходе разговора он показал ей Суохапчы. Она мне рассказала, что Суохапчы Ильи Осиповича имеет множество дырок. Это показывает могущество Ильи Осиповича как кузнеца. Суохапчы передается от отца кузнеца к сыну кузнецу по наследству. О своем Суохапчы он рассказал следующее: «Это инструмент для сверления железных инструментов. Имеет магическую силу. Кузнец имеет великую силу, которой он может победить шамана. В эти дыры он может отпустить душу шамана, тогда он никогда оттуда не выйдет».

В своей поисково-исследовательской работе я нашла материалы о кузнеце в архиве, краеведческом музее, в районной библиотеке, общалась с информатором — его внучкой. Она написала по моей просьбе воспоминание о своем деде. Собрав материалы, я использовала их в своем докладе. Все собранные материалы я поместила в одну папку. В дальнейшем это послужит мне для издании книги о нем.

Использовала картины известного художника Якутии Тимофея Андреевича Степанова о мифологических воззрениях якутов о кузнецах.

Итак, в конце своей работы мы выяснили, что Илья Осипович является:

1)                Представителем 12 поколения кузнецов, которые обладали могущественной силой, переданной от его предков;

2)                Он был признанным кузнецом, поэтому оставлял на своих ножах авторские символы;

3)                Уус Ылдьаа работал и действовал как самостоятельный оригинальный металлург;

4)                Уус Ылдьаа, владел секретами плавки рудного сырья, получал доброкачественное железо;

5)                Его ножи находятся в музеях Америки -3 шт., в Германии-2 шт.

6)                Он обладал магической силой кузнеца, у него было Суохапчы.

7)                Он умер 10 марта во время солнечного затмения. Это еще раз доказывает то, что он был одаренным от природы человеком.

Этим летом мы собираемся на экспедицию, туда, где жили известные мастера-кузнецы: прадед, дед и отец Ильи Осиповича. В дальнейшем хочу изучать эту тему.

 

Литература:

 

  1.               Бравина Р. И. Концепция жизни и смерти в культуре этноса: На материале традиций Саха / Р. И. Бравина. — Новосибирск: Наука, 2005. — 307 с.
  2.               Васильев Ф. Ф. Военное дело якутов / под ред. Д. Г. Саввинова. — Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1995. — 224 с.
  3.               Ксенофонтов Г. В. Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов / Г. В. Ксенофонтов; (сост., ред. В. М. Никифоров). — Якутск: «Бичик», 2004. — 352 с.
  4.               Кулаковский А. Е. Научные труды. [Подготовили к печати: Н. В. Емельянов, П. А. Слепцов] — Якутск: Кн. изд-во, 1979. — 484 с.
  5.               Нюргун Боотур Стремительный: Якутский героический эпос-олонхо. Воссоздал на основе народных сказаний Платон Ойунский / [Перевел на русский язык Владимир Державин. Иллюстрация Э. Сивцева, В. Карамзина, И. Корякина]. Изд-е 2-е — Якутск: Кн. изд-во, 1975. — 432 с.
  6.               Романова Е. Н. Люди солнечных лучей с поводьями за спиной (судьба в контексте мифоритуальной традиции якутов) — М.: Координационно-методический центр Института этнологии и антропологии РАН, 1997. — 200 с.
  7.               Piers Vitebsky. The shaman. Little, Brown and Company. — London, 1995. — 184 с.
  8.               Степанов Н. В., Гоголев А. И. Традиционные способы выплавки железа у якутов // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(52).pdf (дата обращения: 27.02.2018)

Публикация

№ 7 (27), июль 2019 г.

Скачать выпуск

Автор


Научный руководитель

Рубрика

История

Год публикации

Социальные комментарии Cackle