ISSN 2409-546X
ПИ № ФС77-61102
8-800-555-1487

История игрушки через века и страны

Библиографическое описание: Селиванова А. Е., Горбенко Д. С. История игрушки через века и страны // Юный ученый. — 2016. — №1.1. — С. 58-60. URL: http://yun.moluch.ru/archive/4/389/ (дата обращения: 24.05.2019).





По мере развития человеческой цивилизации и явлений, разъединяющих человечество, все большее значение имеет бережное отношение к общей для всех истории, и особенно истории детства.

Игрушка — это предмет, используемый или специально изготовленный для игры. Дети и игрушки неразлучны. Игрушки обнаружены археологами при раскопках остатков древних цивилизаций. В древних гробницах находят модели кораблей и лодок, фигурки животных, погремушки, куклы.

В науке бытуют разные взгляды на происхождение игры и игрушки. Согласно одной версии — труд прямо породил игру. По другой позиции труд в жизни первых людей сам нес в себе элементы игры. Этнографы (ученые, изучающие происхождение и жизнь разных народов-этносов) придерживаются теории, согласно которой игрушки вначале имели религиозное значение и только позднее превратились в предмет детской забавы.

Если всмотреться в образцы игрушек всех народов и всех времен, невольно поражает их большое сходство друг с другом. Как и в других областях деятельности человека, и тут ярко проявляется единство внутреннего мира человека на всем пространстве земного шара.

Происходили смены цивилизаций, умирали одни и рождались новые. Изменялись дети, и изменялись взрослые. Изменялись и игрушки. Но есть среди них общие для всей истории человечества, так называемые в работах Аркина Е. А., «изначальные игрушки» [5, с.37–44] — они остались такими же, какими были на заре человеческой культуры: погремушка, мяч и волчок.

Погремушки — это самые древние игрушки в мире, их относят предположительно к 8 тысячелетию до нашей эры. Самые первые были сделаны из сушеных фруктов, которые содержали внутри семена и звучали при встряхивании как колокольчики. Круглой погремушке из Месопотамии уже больше 4 тысяч лет [2, 20–21]. Она сделана из глины, полна маленьких бусин и защипнута по краям, как пирожок.

Первоначально погремушка принадлежала миру взрослых и была призвана не только отгонять злых духов и очищать пространство, но и выполняла роль музыкально-ритмичного сопровождения во время отправления церемоний и обрядов. Много погремушек разных форм находят внутри храмов. Изображение погремушек-систрумов встречается в росписях древних египетских храмов — металлические тарелочки, которые одевались на горизонтальные перекладины, издавали мелодичных звон, в такт которому совершались ритуальные танцы.

Самыми распространенными материалами при изготовлении погремушек были глина, кожа, береста, солома, внутрь вкладывались семена растений, бусины, камешки.

Для разных народов мира были характерны свои материалы и свои формы погремушек. Погремушка-барабан — одна из старейших и самых традиционных игрушек в Китае. Погремушки-тэмари до сих пор популярны в Японии, а первоначально это были просто тряпичные мячи. У индейцев Северной и Южной Америки традиционными были погремушки из тыквы.

Помимо прочего древнерусские погремушки изготавливались из высушенного пузыря домашних животных, которые набивались горохом и были очень шумными, за что и были названы «побрякушками». Материалом для погремушек служили также высушенные горла кур и индеек, которые набивались мелкими камешками и обшивались тканью.

По мере развития мастерства умельцев и роста расслоения общества, то есть появления богатых и бедных, в 16–19 веках погремушки становятся настоящими драгоценностями. Их делают из золота и серебра, украшают кораллами, горным хрусталем, и даже драгоценными камнями. В отличие от обычных бытовых кустарно исполненных игрушек — такие драгоценные погремушки ценили, дарили на важные события и передавали из поколения в поколение, их сохранилось много.

В связи с развитием промышленного производства, создание погремушек упрощается и удешевляется. Погремушки перестают быть как предметами народного творчества, так и предметами искусства. Но конечно не теряют при этом своего колоссального значения для развития ребенка.

Не менее древней игрушкой является мяч. Трудно сказать, когда точно и где появился на свет мяч. Мячи, изготовленные из всевозможных материалов, находят в раскопках на всех континентах земли.

Среди египетских фресок есть несколько, изображающих игру в мяч и жонглирование мячами. При раскопках гробниц 3500 тыс. лет до н. э. [4] были найдены мячи, набитые папирусом, древесиной пальм и обтянутые кожей или тканью. Коллективные игры в мяч были очень популярны в Древнем Египте, победы в них одерживались во имя богов. Древний Египет наравне с Древней Индией считают родиной хоккея на траве — когда мяч по земле гоняли битой.

В Древней Греции мяч был одновременно и игрушкой и приношением, угодным богам, которым греки приписывали его изобретение. Он считался идеальным предметом.

Для северо-американских индейцев мяч был не игрушкой, а священным предметом, которого нельзя было касаться руками, он олицетворял Солнце, Луну и Землю.

Любимая мальчишками забава — футбол, был главной игрой Китая. В футбол там играли еще 2500 лет назад. Именно в Китае придумали наполнять кожаный мяч воздухом вместо птичьих перьев и шерсти животных.

Известный нам каучуковый мяч, легкий и прыгучий, изобрели на территории современной Мексики индейцы-ольмеки 3500 лет назад. В Испанию каучуковый мяч был привезен Христофором Колумбом и оттуда быстро распространился по всему миру.

Систематизатор детских игр Литвинова М. Ф., пишет, что на Руси игры с мячом были известны с давних времен [3]. В раскопках под Новгородом нашли кожаные мячи разных размеров. Крестьянские дети играли в основном легкими мячиками из бересты или тяжелыми мячами из туго свернутых тряпок. В северных губерниях мячи плели из лыка; при этом внутри лыковые мячи были пустые или набивались песком. В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Дети из зажиточных семей играли резиновыми мячами.

И еще один пример — волчок. Волчок начинал свою историю с примитивных игрушек из камней (известный «Кельтский камень»-волчок, который находят в древних гробницах на территории Западной Европы), орехов или даже инструментов. Некоторые историки полагают, что или веретено или приспособление для розжига огня — прародители волчка.

Африканские племена делали волчки из кусочков тыквенной корочки, североамериканские индейцы из восковых пластинок, насаженных на палочку. Были войлочные волчки, берестяные, деревянные, кожаные, костяные.

В Россию волчки пришли с Востока, из Китая и Японии, где они являются частью национальной культуры, до наших дней дошли такие игрушки, изготовленные в Китае в 3 тыс. до н. э. Только в Японии существует более 1000 разновидностей волчка самых разнообразных форм и размеров. В древней Японии волчки были неотъемлемым атрибутом актеров и фокусников, мастера игрушки до сих пор заставляют волчок танцевать на проволоке и выписывать сложные траектории на наклонной поверхности.

В сонном гудении волчка, в его долгом и ровном скользящем движении, нашим предкам чудились неземные звуки. Австралийские аборигены простодушно верили, что жужжание волчка — это голос мертвеца.

Любопытно, что волчок со временем вошел и в мир взрослых — интерес к загадке его вращения со временем только рос. Открытие Ньютоном фундаментальных законов механики помогло объяснить процессы, которым подчиняется движение волчка. Впоследствии, в 18–19 в.в. волчки стали излюбленной моделью, к которой прибегали физики, стремясь объяснить те или иные явления.

Мы видим, как нашли свое отражение даже в самой простой игрушке самые разные стороны и исторические этапы жизни: крестьянский и городской быт с их обычаями и модой, война, религия, искусство и сказочный мир.

Сейчас мы бережем свою «игрушечную» историю и храним реликвии далекого детства в музеях Москвы, Ленинграда, Загорска, Берлина, Цюриха, Нюрнберга, Мюнхена, Парижа, Лондона.

Люди, наученные бережности в своих отношениях друг к другу и прошлому, понимают глубокое объединяющее начало игрушки. Оно выражено словами Николая Васильевича Бартрама, искусствоведа и основателя московского музея игрушек, который сказал, что ничто не заставляет так сильно чувствовать родство между людьми разных национальностей, как наблюдение за играми детей [1, с.85–89].

Литература:

  1. Бартрам Н. Д. Игрушка. Ее история и значение. — Москва: Книга по требованию. 2012 — с.85–89.
  2. Галкина Ольга Во всякой избушке свои погремушки. // Готовимся к школе. № 4, 2014, с.20–21.
  3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры / М. Ф. Литвинова. — М.: 1986. — [Электронный ресурс]. — URL: http://sheba.spb.ru/shkola/rus-igry-1986.htm
  4. Тужилин Н. А. Мир вокруг тебя. — Симферополь: Издательство Крым, 1966.- [Электронный ресурс]. — URL: http://www.bibliotekar.ru/encMir/106.htm
  5. Эльконин Д. Б. Психология игры. Издание второе. — Москва:Владос, 1999 — с.37–44.

Публикация

№ 1 (4), январь 2016 г. г.

Скачать выпуск

Автор


Научный руководитель

Рубрика

Спецвыпуск

Год публикации

Социальные комментарии Cackle