ISSN 2409-546X
ПИ № ФС77-61102
8-800-555-1487

Неформальные молодежные движения в СССР в период перестройки

Библиографическое описание: Казаникова А. А., Чукарина Н. Л. Неформальные молодежные движения в СССР в период перестройки // Юный ученый. — 2016. — №2. — С. 44-47. URL: http://yun.moluch.ru/archive/5/274/ (дата обращения: 16.07.2019).



 

  1.                Причины появление неформалов. С приходом Горбачева на пост правителя СССР в Советском Союзе начали появляться новые молодежные движения, членов которых именовали неформалами. До начала перестройки подобные движения также существовали, но в это время их число значительно увеличилось. Возможно это было связано с коренными изменениями в жизни общества после реформ, проводимых правительством. Чрезвычайно показательным является проведение советским руководством антиалкогольной кампании. Постановка вопроса о борьбе против пьянства и алкоголизма в мае 1985 г. свидетельствовала о серьезности намерений нового руководства взяться за решение сложнейшей проблемы, имевшей глубокие экономические, политические, социальные корни, оказывавшей крайне негативное влияние на нравственное состояние общества. Начало борьбы против пьянства было встречено доброжелательно, хотя и с известной долей иронии: все понимали, что это делать нужно, но в сознании многих это явление стало едва ли не элементом национального образа жизни. Поэтому, приветствуя благое начинание, люди ставили под сомнение возможность осуществить его быстро, а скептики считали затею бесперспективной вообще [1]. Огромное значение в жизни общества также приобрело раскрепощение инициативы и поощрение активности.

Но неформальные движения начали появляться еще в революционные годы. Первыми намеками на неформалитет можно назвать контркультурные группировки молодежи. Затем, во времена Хрущевской «оттепели» на СССР хлынула новая волна (60-е годы ХХ столетия). Именно этот период можно назвать предпосылками разложения административно — командной системы. Среди неформалов этой эпохи можно выделить Художников, Бардов, Стиляг. Третья волна — 1986г, когда неформальные движения были приняты официально. Неформалов стали определять по различным соматическим средствам (одежда, сленг, значковая атрибутика, манеры, мораль и т. д.), с помощью которых молодые отгораживались от взрослого сообщества, отстаивая свое право на внутреннюю жизнь.

Молодежь все сильнее стала чувствовать свою свободу, и процент появления неформальных движений вырос в три раза!

Ученые выделяют в первую очередь целый перечень социальных причин возникновения молодежных движений [2]:

          Попытка бросить вызов обществу, заявить свой решительный протест против устоявшегося уклада.

          Желание доказать семье свою значимость, избежать непонимания.

          Стремление к индивидуальности, которая была ограничена в СССР.

          Желание самоутвердиться в обществе, привлечь внимание к своей персоне.

          Неразвитость сферы организации досуга молодежи в стране.

          Популяризация западных структур, течений, культуры

          Появление различных религиозных идейных убеждений.

          Выражение предпочтений в моде.

          Отсутствие четкой жизненной позиции и строго определенных целей.

          Влияние криминальных структур (90-е годы)

  1.                Хиппи. Одним из самых распространенных молодежных движений можно назвать Хиппи. Расцвет движения, основанного на меломанских пристрастиях, породившее всесоюзную систему лесных и пляжных лагерей, домашних концертов, а также путешествий автостопом, пришелся на середину 70-х. К началу 80-х, мода на хиппи захлестнула столицы. В Москве коммуникация хиппи охватывала бульварное кольцо, Арбат и площадь Маяковского. Ряды движения пополнили студенты-битломаны, уличные барды и поколение детей советской интеллигенции, занимавшихся неофициальным творчеством. Эта субкультура ставила перед собой следующие принципы и стереотипы:

          Человек должен быть свободным.

          Достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души и мировоззрение.

          Поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую и важнейшую из драгоценностей.

          Красота и свобода тождественны друг другу. Их реализация — проблема чисто духовная.

          Все люди, придерживающиеся данным правилам, образуют духовную общину.

          Духовная община — идеальная форма общежития.

          Все люди, думающие иначе, заблуждаются.

Советская культура хиппи сформировала свойсленг, на основеанглийского языкаиарго. Например: «ксивник» (от «ксива» — документ) маленькая сумочка для переноски сего документа, «хайратник» (или «хаератник», от «хаер» — волосы), ленточка на лбу (по легенде — чтоб «не срывало крышу»), «фенечка» (браслет из ниток, кожаных полосок или бисера, дарится «на память» или друзьям, существует символика фенечек) и другие.

Немного примеров слов хиппового сленга, которые пережили время и остались в активном употреблении и поныне: «вписка», «герла», «пипл», «сейшен», «трасса», «цивил», «пионер», «олдовый», «флэт» и многие другие.

 

  1.                Стиляги. Также популярным молодежным движением в 1980-е годы были Стиляги. Эта субкультура возродилась благодаря нарастающему интересу среди молодежи к ретро-стилю. Эти группы фигурировали в Ленинграде под наименованием «секретистов», а в Москве назывались «бравистами» (по названиям групп Браво и Секрет). В первые годы существования данногофеноменаоблик стиляги былкарикатурен: широкие яркие штаны, мешковатыйпиджак,шляпас широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутыйгалстук«пожар в джунглях». Среди танцев в конце 40-х был актуаленбуги-вуги. Причём, советские стиляги не ограничивались довольно скудными познаниями в этой области и изобретали собственные вариации на тему модного танца. Так, существовали «атомный», «канадский» или «тройной Гамбургский» стили. Первые два мало чем отличались друг от друга и были некоей вариацией на тему танцевджиттер баг,линди хопибуги-вуги. «Тройной Гамбургский» был медленным танцем, похожим наслоу-фокс.

С возникновением моды нарок-н-ролл, стиляги восприняли и этот танец. Однакогрампластинкис записями модных исполнителей в СССР были редкостью. В связи с образовавшимсядефицитом, стал популярен так называемый «рок на костях» — запись музыки производилась нарентгеновских снимках(у стиляг существовало ещё одно название таких «пластинок» — «скелетмоей бабушки»). Граждане Советского Союза не понимали и не поддерживали это движение, считая его противоречащим канонам социализма. Правительство пыталось изобразить молодежь в качестве врагов народа, начинали появляться лозунги: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст».

 

  1.                Ньювейверы. Ньювейверы получили в СССР размытое распространение. По своему внешнему виду они чем-то напоминали стиляг, но их музыкальные предпочтения резко отличались. Они были сторонниками «Новой волны», то есть меломанские предпочтения в виде электронных экспериментов и эстетика постпанковских «новых романтиков». Отечественные ньювейверы преподносили свой внешний вид на базе «чистого стиля», прическами определенного вида и макияжа, с элементами вобранных из других уже сложившихся движений, начиная от брейкерских очков, кончая постпанковским «мрачным стилем». Ньювейверы считали себя модными эталонами, они экспериментировали с различными зарубежными стилями, пытаясь воссоздать что-то новое и необычное.
  2.                Панки. Наиболее идеологизированное, и одновременно аполитичное, движение получило первые свои проявления на рубеже 80-х. Не обладая полнотой визуальной информации о зарубежных аналогах, но понимая эффективность артистического карикатурного лайфстайла, этот феномен проявился в виде пародийного уличного артистического юродства, постепенно обрастая несоветской атрибутикой, музицированием и художествами.
  3.                Будучи наиболее «обидным» для советской номенклатуры общественными проявлениями (откровенно порочащими облик советского гражданина перед иностранными туристами), «советский панк» подвергался наиболее интенсивному прессингу со стороны комсомольцев, милиции. Все это привело к радикализации; слиянию панков и рокеров, формированию хардкор, красти и киберпанк стилей, с первыми «ирокезами» на невменяемых головах носителей. К удивлению самих представителей советского панк-андеграунда, когда в «железном занавесе» обнаружились информационные бреши, обнаружилось что эти проявления совпали с передовыми общемировыми субкультурными тенденциями.

 

  1.                Субкультуры по музыкальному признаку. Помимо панков, в конце ХХ столетия формировались такие движения, как рокеры, металлисты, брейкеры, рокабиллы и тому подобные. Они формировались постепенно, основываясь на стилях зарубежных (чаще американских) исполнителей. Постараемся на примере металлистов рассмотреть типичный внешний вид перечисленных выше субкультур. Для них были характерны:

          Внушительный кожаный черный ремень, часто с изображениями костей, черепов.

          Длинные распущенные волосы (часто сальные). Голову покрывает бандана.

          Кожаная мотоциклетная куртка (одежда преимущественно черного цвета). На сленге молодежи называлась «косуха».

          Напульсники и нашивки с эмблемами любимых музыкальных групп и исполнителей.

          В одежде наиболее используемый был черный цвет и кожаные детали.

Среди стилей и моды неформалов данной группы, безусловно, есть отличия, но чаще всего основные каноны оставались неизменны (из-за единого происхождения).

  1.                Агрессивно настроенные субкультуры. В данную группу можно вынести гопников и люберов, как субкультуры, имеющие между собой явные разногласия в мировоззрениях и интересах. Для начала стоит отметить люберов. Своеобразное направление, образовавшееся на стыке увлечения культуризмом и программы по надзору за молодежью.
  2.                Изначально закрепленное за локальной группой лиц из Люберец, часто прибывающих в столицу в места отдыха молодежи, название «любера» уже с 87 года интерполировалось не только на разнородные группы не имеющих между собой связи, но и на более крупные группировки, сконцентрировавшиеся в этот период в ЦПКО им.Горького и Арбате. Они представляли из себя своеобразное «подмосковное братство», пытавшегося контролировать не только обозначенные территории, но и иные злачные места и привокзальные площади. Изначально поощряемые властями надеявшихся поместить эти образования в канву «народной дружины», эти группы не имели общего дресскода кроме тяготения к спортивной одежде. Они имели противоречивые интересы, которые зачастую использовались только в рамках агрессии против модников и «неформалов». Они считали себя «хранителями района». В отличие от гопников ставили перед собой высокие цели, но пути их достижения отличались мало.

Если говорить о гопниках, то их моральные устои отличались от люберов. Слово получило широкое распространение в конце 1980-х годов по отношению к тем представителям молодёжи, для которой хищение имущества на улице было, как отмечает саратовский исследователь Елена Бессонова,«частью имиджа, средством развлечения и способом поддержания авторитета». По мнению исследователя, в 1990-х годах появились «гопы», для которых всё характерное для жизни их «прародителей», к которым автор относит уголовников, стало«своего рода философией жизни, мировоззрением, способом позиционировать себя в обществе». Однако, Бессонова отмечает, что в отличие от уголовников, «для современного гопа, по преимуществу, важнее попытаться напугать и унизить человека, испытать над ним свою власть, а потом уже — присвоить его деньги». Близость к криминальному миру предопределила использованиеворовского жаргонаи ненормативной лексики.

 

  1.            Стоит сказать, что сейчас представители всех перечисленных субкультур сохраняются. Да, значительно меняется стиль, меняется круг интересов за счет появления новых технологий, но идея молодежи остается неизменной. Многие ученые и писатели — публицисты считают, что в современном мире, молодежь — двигатель прогресса и отображение реальности.

И ведь действительно! Стоит только посмотреть на всех этих людей, узнать хоть немного о их стиле и интересе, и, проходя по улице, станешь узнавать те истоки, которые идут к нам далеко из истории, от тех неформалов периода хрущевской «оттепели», о которых мы говорили в самом начале. Времена меняются, меняется власть и межгосударственные отношения, меняются взгляды на мир общества в целом, но заводная молодежь всегда остается верна своим принципам, всегда находит свое неформальное увлечение, дающее возможность провести им веселые и счастливые годы!

 

Литература:

 

  1.                «История России» А. С. Орлов
  2.                Интернет-ресурсы
  3.                «Отечественная история» В. В. Кириллов.

Публикация

№ 2 (5), март 2016 г. г.

Скачать выпуск

Автор


Научный руководитель

Рубрика

История

Год публикации

Социальные комментарии Cackle