ISSN 2409-546X
ПИ № ФС77-61102
8-800-555-1487

Проблемы оплаты труда в районах Крайнего Севера и других северных районах

Библиографическое описание: Баранова И. С., Афанасьева Е. В. Проблемы оплаты труда в районах Крайнего Севера и других северных районах // Юный ученый. — 2016. — №3. URL: http://yun.moluch.ru/archive/6/339/ (дата обращения: 19.07.2019).





Территория Российской Федерации весьма обширна, и неудивительно, что она делится на разные климатические зоны. Самой большой является зона Севера, занимающая около 70 % общей территории. Крайний Север — часть территории России, расположенная главным образом к северу от Северного Полярного круга. Некоторые местности в Российской Федерации, включая центральную и южную часть Сахалинской области, в правовом отношении приравнены к районам Крайнего Севера.

Северные территории играют ключевую роль в национальной экономике, в обеспечении безопасности и защите геополитических интересов России. Здесь находятся основные запасы сырья. Вместе с тем здесь проживает 8 % трудовых ресурсов страны. К этой экономико-географической зоне относятся 41 субъект Российской Федерации, к включая Сахалинскую область. Перечень территорий Крайнего Севера и местностей, приравненных к нему, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967г. № 1029 (с изменениями и дополнениями) [2].

Жителям северных регионов России приходится работать в непростых погодных условиях, что не самым лучшим образом сказывается на состоянии их здоровья. Помимо практически круглогодичных морозов жизнь северянам усложняет и географическая удаленность от центра страны, из-за которой цены на основные группы товаров в этой части России намного выше, чем в остальных регионах. Исходя из этих фактов, еще в 1993 году был принят закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» № 4520–1 от 19 февраля 1993г. [3]

Но, несмотря на то, что в нормативно-правовые акты, регламентирующие учет труда и его оплату для работников Севера, вносились изменения, глобальных перемен не произошло. Существующие в настоящее время правовые гарантии в области оплаты труда не компенсируют в полной мере затраты, связанные с выполнением работы и проживанием в суровых природно-климатических условиях Севера и не стимулируют работников к продолжению выполнения работы в северных территориях страны. Кроме того, в настоящее время одним из дискуссионных вопросов является вопрос об изменении территорий Севера. В Министерстве экономического развития Российской Федерации уже не раз обсуждался вопрос об изменении перечня районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей и, как следствие, лишение многих территорий северных надбавок. Поэтому проблемы правового регулирования оплаты труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера, требуют нового подхода, а трудовое законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании. Этим и объясняется актуальность и важность исследования указанных вопросов.

Подобную тему затрагивали многие ученые-правоведы в области трудового права. А именно: Н. Г. Александров, В. А. Белов, О. Н. Волкова, В. М. Жуйков, И. А. Зенин. Одни авторы подвергали изучению только отдельные общие проблемы, касающиеся основания предоставления государственных гарантий и компенсаций. Другие рассматривали возможность предоставления гарантий и компенсаций применительно только к определенным территориям. Настоящее исследование посвящено проблемам оплаты труда работников Сахалинской области.

В ходе написания статьи были изучены положения Конституции Российской Федерации, нормативно-правовые акты, в том числе Сахалинской области, содержащие нормы трудового права, электронные ресурсы; проанализированы данные государственной статистики, а также расчетные документы по начислению заработной платы работников ООО «МасБетон».

Сейчас надбавки получает 41 регион, но в Министерстве экономического развития Российской Федерации считают, что лишь 28 из них действительно по своим природно-климатическим условиям могут быть отнесены к Крайнему Северу, поэтому механизм распределения «северных» субсидий надо изменить. К ним будет относиться только северная часть Сахалина.

Вопрос о том, что северян лишат надбавок, стоит уже давно. Первым официальным подтверждением стало заявление министра труда и социальной защиты Российской Федерации Максима Топилина о том, что не стоит прописывать отдельной строкой надбавки, так как давно поменялись принципы начисления заработной платы. Это, по его словам, дополнительная нагрузка на бухгалтерию. [8]. На наш взгляд, снизить нагрузку на бухгалтерию — это всего лишь повод. В настоящее время начисление заработной платы производится автоматически. Поэтому расчет северных надбавок и районных коэффициентов не составляет труда для бухгалтера.

В настоящее время не все жители северных территорий получают заработную плату, соответствующую вынужденным расходам и для них надбавки просто необходимы, чтобы обеспечить достойную жизнь, которую провозглашает статья 7 Конституции Российской Федерации. [1]. Для анализа доходов населения Южно-Сахалинска воспользуемся данными о начислении заработной платы ООО «МасБетон» за январь 2016г. Зарплата механика в Южно-Сахалинске, включая надбавки, составляет 15000,30 руб. Следовательно, извлекая надбавки, получаем оклад 7143 руб. В соответствии с Постановлением Правительства Сахалинской области от 16 ноября 2015г. № 67 «Об установлении величины прожиточного минимума в Сахалинской области за III квартал 2015г» средний прожиточный минимум на душу населения составил 13728 руб. [5]. Получаем, что среднестатистическая семья из 3-х человек не сможет обеспечить себе достойную жизнь. Элементарные развлечения, такие как поход в кино или театр будут недоступны. Население начнет искать альтернативу подобной жизни, вследствие этого город опустеет. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный заработок работника не должен быть менее 15000 руб. [4]. Данный же оклад значительно меньше указанной суммы, следовательно, бухгалтерам придется проводить доначисления до установленной величины МРОТ.

Для определения уровня жизни населения проанализируем цены на основные продукты питания в Московской и Сахалинской областях, воспользовавшись данными Сахалинстата [6] и Мособлстата. [7].

Наименование товара

Средняя цена вМосковской области, рублей [9]

Средняя цена вСахалинской области, рублей [8]

Говядина (кроме бескостного мяса), кг

353,60

425,12

Свинина (кроме бескостного мяса), кг

303,48

336,63

Куры охлажденные и мороженые, кг

124,43

166,14

Масло сливочное, кг

464,47

596,20

Масло подсолнечное, кг

112,98

123,04

Маргарин, кг

108,32

214,70

Сметана, кг

205,21

330,41

Творог нежирный, кг

292,24

378,28

Сыры сычужные твердые и мягкие, кг

420,38

511,45

Яйца куриные, 10 шт.

67,77

86,13

Сахар-песок, кг

50,99

71,83

Соль поваренная пищевая, кг

13,98

25,92

Мука пшеничная, кг

38,16

48,41

Хлеб из ржаной муки и из смеси муки ржаной и пшеничной, кг

35,33

70,12

Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов, кг

45,71

77,49

Рис шлифованный, кг

66,01

89,61

По данным таблицы можно сделать вывод, что цены в Сахалинской области значительно превышают в Московской. Причем заработная плата работников Севера уступает окладам средних полос России. Это свидетельствует о низком уровне жизни работников Крайнего Севера и местностей, приравненных к нему. Для улучшения ситуации, на наш взгляд, следует увеличить прожиточный минимум населения.

Проанализировав соотношение доходов и расходов населения, рассмотрев уровень и стоимость жизни граждан, можно сделать вывод, что проблемы оплаты труда работников Севера имеют ряд последствий, которые негативно влияют как на развитие Севера, так и России в целом.

Первым последствием является отсутствие желания у высококвалифицированных работников вести свою деятельность на Севере. Как было сказано ранее, Север играет ключевую роль в национальной экономике. Но эта роль осуществима только при наличии трудоспособного населения, заинтересованного в проживании в условиях арктического климата. Как правило, высококвалифицированные специалисты не приезжают на Север, так как установленные правовые гарантии и компенсации в области оплаты труда не восполняют материальные и физиологические затраты, связанные с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях.

Во-вторых, местное население из-за высокой стоимости жизни ищет альтернативу на территории других субъектов Российской Федерации.

В-третьих, на территорию Севера иммигрируют иностранные граждане, готовые работать «за копейки», тем самым увозя валюту за границу. А это, прежде всего, негативно влияет на курс рубля.

Таким образом, в настоящее время необходимо выявить новые пути развития северного законодательства. На наш взгляд, можно предложить следующие меры, направленные на улучшение жизни северян:

 установить прожиточный минимум в размере 27456 руб.;

 увеличить минимальный размер оплаты труда так, чтобы один работающий член семьи мог обеспечить себя и еще одного ее члена, то есть МРОТ должен равняться в среднем двум прожиточным минимумам;

 стимулировать работодателей увеличить оклады за счет выплаты им дополнительных государственных субсидий. Это, в свою очередь, будет способствовать соискать государству скрытые резервы. Повысив оклады до уровня средних полос России, можно добиться уменьшения эмиграции граждан.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
  2. Постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967г. № 1029 (с изменениями и дополнениями)
  3. Закон РФ от 19.02.1993 № 4520–1 (ред. от 31.12.2014) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»
  4. Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «О минимальном размере оплаты труда»
  5. Постановление Правительства Сахалинской области от 16 ноября 2015г. № 67 «Об установлении величины прожиточного минимума в Сахалинской области за III квартал 2015г».
  6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области [Электронный ресурс]:// http://sakhalinstat.gks.ru/
  7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Московской области [Электронный ресурс]:// http://msko.gks.ru/
  8. «Это лишняя нагрузка на бухгалтерию». Северные надбавки отменяют [Электронный ресурс]:// http://ura.ru/news/1052192327

Публикация

№ 3 (6), май 2016 г. г.

Скачать выпуск

Автор


Научный руководитель

Рубрика

Право

Год публикации

Социальные комментарии Cackle