ISSN 2409-546X
ПИ № ФС77-61102
8-800-555-1487

История и традиции праздника Пасха

Библиографическое описание: Лященко С. А., Юшкова Л. В. История и традиции праздника Пасха // Юный ученый. — 2016. — №3. — С. 46-53. URL: http://yun.moluch.ru/archive/6/481/ (дата обращения: 24.05.2019).





Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Исчезла ночи мгла, сияет светом свод небес,

Поют колокола.

Поют о празднике любви, о чуде из чудес:

Восстал Господь из недр земли!

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник, исторически являющийся самым первым христианским праздником. И, вне зависимости от того, взрослые мы или дети, верующие или нет, для нас этот праздник пронизан весенней, радостной атмосферой, ожиданием чуда, он сопряжён со сладостью пасхи, с ароматным вкусом кулича, с пестротой россыпи крашеных яиц. С этим «праздником праздников» связано большое количество обычаев, примет, поверий и гаданий.

Пасху называют по-разному: Великим днём, Праздником праздников. Также называют Пасху Великой, Светлой, Славной, Радостной. «Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка (pascha) и означает «прехождение», «избавление»» [10].

Этот праздник самый главный в православном календаре, и исторически является самым первым христианским праздником. В данном параграфе мы рассматриваем историю Пасхи в зарубежных странах.

Известно, что «самую первую Пасху праздновали древние иудеи ещё за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Первоначально этот праздник знаменовал исход иудеев из Египта под предводительством пророка Моисея. Это Пасха ветхозаветная, символизирующая избавление еврейского народа от египетского рабства.

Новозаветная Пасха была установлена апостолами Христа после Его смерти и воскресения. Смерть и Воскресение Христа по времени совпали с праздником Пасхи, а Сам Он в своей искупительной жертве уподобился невинному ягнёнку (агнцу), закалываемому по обычаю перед началом этого праздника. В новозаветной Пасхе другой смысл: это праздник освобождения от всех грехов и обретения вечной жизни, это праздник для всего человечества, а не для одного народа» [6; с.5].

Нам известно также, что во II веке у христиан существовало две традиции Светлого Воскресения — Пасха крестная и Пасха воскресная.

«Первая была посвящена страданию и крестной смерти Иисуса Христа: Его называют иногда Новозаветным Агнцем. Этот праздник отмечался в день Его смерти вместе с днём Пасхи иудейской, на какой бы день недели он ни приходился» [6; с.5].

Вторая Пасха отмечалась только в воскресенье, которое следовало за иудейской Пасхой. Именно она посвящена Христову Воскресению. С первых веков христиане чтили каждый воскресный день как день Воскресения Христова. Несмотря на это сложился обычай уделять каждый год особый день (или несколько дней подряд) для воспоминания страдания и воскресения Господа.

Пасха празднуется от 4-го апреля (22 марта) до 8 мая (25 апреля), и все 35 дней, в которые она бывает. Расчёт времени празднования Пасхи осуществляется в настоящее время по лунно-солнечному календарю.

Для определения ежегодного дня Пасхи принят был Церковью Вселенской александрийский пасхальный лунный круг, придуманный в Александрии, состоящий из 19 лет и до сих пор употребляемый Церковью. Но в 1582 папа Григорий XIII для запада дал новую пасхалию, по которой Пасха празднуется там иногда на целый лунный месяц раньше, чем на востоке, так что иудейская Пасха бывает после григорианской, чего по определению первого Никейского Собора не должно быть» [6; с. 5].

Таким образом, мы выяснили, какова история замечательного пасхального праздника существует за рубежом.

История Пасхи на Руси

Празднование Пасхи в России — многовековая традиция. В этом параграфе пойдёт речь о том, как этот праздник пришёл на русскую землю.

Однозначного и конкретного ответа на вопрос о сроках и особенностях появления пасхального праздника у нас в России нам не встретилось.

Но стало известно, что «на Руси Страстная неделя и Пасха слились с древнеславянским многодневным весенним праздником. Основным содержанием весеннего праздника славян было чествование духов предков и жертвоприношение полевым и растительным божествам. Очистительные магические обряды, по верованиям славян, должны были избавлять людей, поля, скот от нечистой силы, обезвреживать её. Люди думали, что отправление их обеспечит хороший урожай хлебов, здоровый приплод скота, благополучие в семьях» [3].

Известно также, что, «как и все другие древнеславянские праздники, весеннее празднество носило общинный характер. Собравшаяся на праздник община решала сначала важнейшие хозяйственные вопросы, а затем начинались общее пиршество и игрища» [3].

Пережитки древнеславянских обрядов весеннего празднества и поверий, связанных с ним, во множестве сохранились до наших дней в обрядах и обычаях праздника Пасхи. Первоначальное их значение забылось, и поэтому православная церковь даёт им своё толкование и объяснение.

Именно об этом пойдёт речь в следующих параграфах нашей работе, где мы расскажем о пасхальных обычаях и традициях за рубежом и в России.

Пасхальные обычаи итрадиции народов мира

Праздник светлой Пасхи отмечается не только в России. Известно, что «Христово Воскресение празднуют в Германии, Польше, Франции и других западноевропейских и скандинавских странах, а также странах США» [6; с.51].

Прежде чем перейти к описанию традиций и обычаев, следует по-нашему мнению, отметить, что в качестве традиций выступают определённые нормы поведения, ценности, обычаи, обряды. Традиции эти в разных странах хранятся из века в век, передаются из поколения в поколение.

В Германии, как в России, «Пасха не имеет определённого дня празднования — как правило, это воскресенье после первого весеннего полнолуния. С принятием в Германии христианства яйцо стало символом новой жизни и Нового Завета. Ещё один, непривычный для нас, символ немецкой Пасхи — обыкновенный обитатель лесов и полей — заяц, который и несёт праздничные яйца, потому как считалось, что простые куры их нести не могут.

Утром в Пасхальное Воскресенье, после богослужения дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями. Надо отметить, что традиционные пасхальные развлечения в Германии ничем не отличаются от наших. Наиболее популярными у немцев являются игры с крашенками: их бросают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу. Ещё одно развлечение для детей — искать спрятанные яйца в траве во время прогулки, где их спрятали родители.

Освящённые в церкви распустившиеся ветки принято украшать сладостями, фруктами, лентами, дарить их родным и близким. Такие ветки долгое время служат украшением в доме: их прикрепляют к изголовью у постели, у распятий, очагов каминов. Засушенные ветки долго хранят и используют как обереги при непогоде, грозе, болезнях.

Даже подарки в этот день особые — в магазинах можно найти множество искусственных яиц на любой вкус и игрушечных зайцев, они иногда сделаны даже из шоколада.

В настоящее время Пасха в Германии всё меньше связывается с церковью и становится общенародным» [6; с.115].

Пасха в Норвегии считается главным церковным праздником. «Здесь издавна существовало множество народных обычаев. Один из них — возжигание Пасхального очага. Считалось, что тот, у кого первого пойдёт из трубы дымок, никак не обойдётся без падежа скота. Поэтому крестьяне всячески хитрили, чтобы обмануть соседей и заставить кого-либо из них «задымить» первым. Пасхальный дым также играл роль предсказателя — в какую сторону он шёл, оттуда и нужно было ждать неприятностей.

В норвежских деревнях раньше существовал обычай «крестить» в этот день домашних животных. Обряд, как правило, проводили вечером. Эти церемонии взрослые доверяли детям и проводили для того, чтобы защитить животных от нечистой силы.

Как во многих странах мира, в Норвегии яйцо — главное украшение пасхального стола. Их используют и для украшения дома, и в качестве сувениров, которые делают из дерева, металла, папье-маше, расписывают узорами, оборачивают золотой фольгой. Их используют как футляры для подарков и сладостей, в них кладут марципаны и сушёные фрукты, сердечки и любовные записки, духи... Перед Пасхой можно купить любимое праздничное лакомство детей — марципановые яйца в шоколадной глазури. Кроме яйца, традиционными символами норвежской Пасхи считаются ягнёнок, символизирующий Христа, добровольно принёсшего себя в жертву, и заяц — символ весеннего плодородия» [6; с.117].

В Чехии и сегодня сохранились многие традиции Пасхи. Одна из них, «плетение пасхальной плётки из ивовых прутьев, которой нужно слегка хлестнуть девушку, чтобы она была здоровой и красивой весь год. Пасхальными символами Чехии являются пасхальный барашек, или пасхальный заяц. В наши дни за 3 недели до Пасхи в Чехии начинаются Пасхальные ярмарки, которые проходят на главных площадях Праги. Можно купить не только различные сувениры — фигурки из дерева и других материалов, цветные платки, венки, бумажные цветы, но и различные пасхальные угощения. Это разноцветные глазированные пряники, калачи, кексы, плетёнки, каша с мёдом, традиционное медовое вино с привкусом миндаля или ванили. Помимо сладостей предлагаются такие традиционные блюда, как колбасы с хреном и горчицей» [6; с.121].

В Швеции «праздник Пасхи празднуют своеобразно — за неделю до наступления праздника девочки наряжаются нечистой силой. Одетые колдуньями они ходят по улицам и выпрашивают сладости. Это очень напоминает Хеллоуин.

Этот обычай очень древний, он возник в Швеции на почве суеверных представлений, т. к. в это время народ отмечает ещё и наступление весны, и возрождение природы. Жители украшают свои дома пасхальными цветами — жёлтым, зелёным и белым, расставляют жёлтых цыплят в зелёном и белом обрамлении из нарядных перьев. Яйца делают даже из картона, а внутрь каждого кладут по большой, красивой конфете. Обычно устраиваются фейерверки, так как считается, что шум отпугивает дьявола и колдунов, изгоняя их чары» [6; с.120].

Во Франции «на Пасху (Всемирный День Омлета) принято готовить огромный омлет, более чем из 5000 яиц. Для приготовления этого праздничного блюда понадобится всего-то 5 000 яиц, 8 л растительного масла, огромный сноп укропа, 80 зелёных перцев, огромное количество высушенного зеленого лука, 25 кг лука, 25 кг сл. масла, 30 л молока, 3 кг соли» [6; с.125].

Для жителей Америки (США) «Пасха — это повод покрасоваться в необыкновенных головных уборах. Каждый год ранним утром тысячи людей приходят к собору Святого Патрика — главному католическому храму Нью-Йорка. На их головах головные уборы, самых разных форм, расцветок и размеров.

Пасха — начало новой жизни, а в Америке начинать новую жизнь в старой одежде — плохая примета. Поэтому приходилось обзавестись хотя бы новой шляпой. Эта традиция пришла в США из Европы. Позже, эта традиция переросла в уличное шествие для всех желающих, в котором принимают участие профессиональные клоуны и дрессированные животные. Парад шляп проводится в Нью-Йорке всегда — независимо от политических и климатических условий. Потому что проблем всегда было и будет множество, но жизнь весной обязательно возрождается» [6; с.126].

В Польше «в ночь перед Масленицей принято устраивать трапезы в честь наступающего 40-дневного Великого поста. Первый день Великого поста здесь называют Пепельной средой, когда священник обсыпает верующих освящённым пеплом, который является символом смирения.

В Страстную пятницу соблюдаются такие же обычаи, что и в день смерти кого-либо из обитателей дома: нельзя резать скот, печь хлеб, пользоваться расчёской. В доме завешивают все имеющиеся зеркала. Страстная Пятница — день траура.

В Страстную Субботу хозяйки устраивают настоящее соревнование: чья пасха самая хорошая, красивая и тщательно берегут секрет её приготовления. В Пасхальное воскресенье все домочадцы и домашние животные (кроме кошек) получают по куску освящённого хлеба.

В праздничное утро на стол ставят всё лучшее, а в центре обязательно должен быть выпеченный из муки или сделанный из растопленного сахара агнец — символ Воскресения Иисуса Христа» [6; с. 123].

Таким образом, описав некоторые традиции в зарубежных странах, считаем необходимым перейти к описанию русских пасхальных обычаев и традиций.

Пасхальные традиции на Руси

Пасха Христова в России к началу XX века приобрела устойчивые традиции празднования в каждой христианской семье.

Так, например, «с приготовлением и употреблением той или иной пасхальной еды были связаны различные предсказания, поверья, гадания. Также смотрели, как поднимается кулич, будет ли ровной корочка. Если на поверхности кулича получались вмятины, углубления, то это означало, что в доме будет несчастье» [5; 96].

О судьбе гадали и по яйцам, разбивая определённым образом скорлупу.

Остатки пасхальной пищи — крошки, скорлупу — никогда не выбрасывали (например, клали в зёрна для посева, разбрасывали по огороду).

Пасхальный завтрак проходил обычно в узком семейном кругу, так как ходить в гости в первый день Пасхи было не принято. Первое пасхальное яйцо часто съедали всей семьёй, разделив его по числу домочадцев. Следует отметить, что эта традиция до сих пор существует во многих семьях.

У западных славян на пасхальной неделе практиковались массовые молодёжные обливания. Понедельник был мужским днём (парни, мальчики, мужчины обливали девушек и женщин), а вторник — женским.

У восточных славян в течение всей пасхальной недели любой мог подняться на колокольню и звонить в колокола, благодаря чему пасхальная неделя получила название «Звонильной».

На пасхальной или следующей за ней Фоминой неделях имело место массовое поминовение умерших. В настоящее время этот день известен многим как Родительский день, но смысл его не изменён.

Приготовления кпразднику

Во многих литературных источниках отмечается, что подготовка к празднику Светлого Христова Воскресения издавна создавала в каждой семье удивительную атмосферу любви, согласия и единения.

К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Так, церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом — временем покаяния и духовного очищения.

«В дни Великого поста в домах устанавливался такой распорядок, при котором взрослые и дети постигали тайну жизни Христа и Его Воскресения. Благоговейная, исполненная особого смысла тишина устанавливалась в домах на Страстной неделе. Церковь вспоминала события земной жизни Христа, христиане обращались к последним дням Спасителя на земле. В это время шалить было особенно грешно. Детей усаживали читать Евангелие. В честь Светлого Христова Воскресения дети учили стихи из праздничных номеров «Незабудки», «Тропинки», «Светлячка», «Солнышка», «Детского чтения». В детских журналах того времени печатались стихи, рассказы, повести, посвящённые Пасхе» [13; с.91].

Особое значение имеют последние четыре дня Великого поста: Чистый Четверг, Страстная Пятница, субботний вечер и Пасхальное Воскресение.

У христиан в Чистый Четверг и сейчас существует обычай очищаться перед большим праздником.

Как известно, самыми распространёнными формами очищения водой и сегодня являются купание и обливание.

Раньше в Чистый Четверг детям стригли первые волосы. В этот день традиционно убирали в доме, начинали готовить пасхальные блюда. Традиционная уборка в Чистый Четверг существует и в настоящее время.

В субботу заканчиваются последние приготовления к празднику Воскресения Христова, когда дом уже сияет чистотой, а на столе лежат крашеные яйца и ароматно пахнут куличи.

«Пасхальное богослужение отличается особой торжественностью. Перед его началом в храмах зажигаются все светильники, и люди, находящиеся в храме, стоят со свечами в знак особой духовной радости. Со времён апостолов пасхальное богослужение совершается ночью» [12; с.25]. «Перед полночью торжественная процессия выходит из храма на улицу — начинается крёстный ход. Крёстный ход, совершаемый в пасхальную ночь, — это шествие Церкви на встречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма, при непрерывном звоне колоколов. Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божьей Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несёт Евангелие, а идущий слева — икону Воскресенья. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке» [6; 111].

Суббота сменяется светлым Христовым Воскресеньем. «Христос воскрес!» — «Воистину воскрес!» — такими словами приветствуют друг друга верующие в этот день.

Пасхальный стол

Ни для кого уже не секрет, что «на Пасху большое место занимает обрядовая еда, которая включает в себя «пасху» из творога с маслом, сахаром, яйцами и изюмом, куличи и крашеные яйца. Кулич, пасха и яйца должны быть готовы к субботе, когда всё это несут в церковь, чтобы освятить. Приготовлялся также артос — большой, раскрашенный и позолоченный хлеб, в середине которого изображался либо крест, либо само Воскресенье Христово» [9; с.79].

В нашей работе мы предлагаем Вашему вниманию несколько рецептов традиционных пасхальных блюд, которые, без сомнения, украсят Ваш праздничный стол.

«Главным украшением стола являются, конечно, куличи и пасхи. Даже купленные в магазине куличи, украшенные домашней глазурью и обильно посыпанные разноцветным сахаром, будут выглядеть оригинально.

Творожные пасхи, сделанные в специальной форме, тоже являются главным украшением пасхального стола» [6; с.125].

Можно украсить крест на пасхе разноцветными цукатами, на пасху и куличи поставить красные свечечки, а под тарелочки вырезать бумажные цветные салфетки.

Для подготовки пасхальных яств к освящению в храме, необходимо приготовить заранее картонные коробки, украсить их разноцветными бумажными салфетками. Можно также приготовить специальные корзиночки или картонки для того, чтобы положить в них подарки для детей из детского дома. В Церкви в пасхальные дни всегда есть возможность передать подарки детям и бедным.

К пасхальному столу, как правило, собирается много родных и друзей. Хорошо, если есть возможность каждому приготовить пасхальный подарок: красивое яичко и маленький куличик. Можно заранее приготовить корзиночки с проросшей зеленью и среди зелени разместить яички и кулич на салфетке. На фоне зелёной травки крашеные яйца еще ярче, а такую тарелку с травой легко приготовить самим. За 10 дней до Пасхи на красивую глубокую тарелку или блюдо овальной или круглой формы надо насыпать немного земли, с землей смешать пшеничные зерна, или зерна овса, или кресс-салата. Полить смесь, так чтобы она была, как жидкая кашица и держать ее в теплой комнате, очень влажной. Когда семена начнут прорастать, травинки будут тянуться к свету и тарелки надо часто поворачивать, чтобы трава росла прямо. К Пасхе тарелка будет покрыта густой зеленой травкой, на которую можно положить крашеные яички.

Рецепты пасхальных блюд

Студень (традиционное блюдо пасхального стола). Субпродукты — 1 кг, морковь — 60 г, лук репчатый — 60 г, петрушка, лавровый лист, перец, чеснок, соль по вкусу. Говяжьи, свиные, бараньи ножки, головы опалить, разрезать на части, кости разрубить, вымочить в холодной воде в течение 3–4 часов, хорошо вымыть, залить холодной водой (на 1 кг субпродуктов 2 л воды) и варить при слабом кипении в течение 6–8 часов, периодически снимая жир, прибавить морковь и специи. Отделить мякоть от костей, мелко порубить, соединить с бульоном, посолить и дать прокипеть. Можно добавить чеснок, затем охладить и разлить в тарелки или формы. Подавать с хреном. Перед подачей окунуть форму в горячую воду, выложить студень на блюдо.

Кулич пасхальный. 12 ст. муки, 3 ст. парного молока, 50 г дрожжей, 2 ст. сахара, 7 яиц, 0,5 ст. масла, 1,5 ст. изюма, 1 ч.л. соли, душистые приправы. Развести опару на 3 ст. молока, 6 ст. муки и дрожжах. Поставить её в тепло. Растереть 5 желтков с 2 ст. сахара, 1 ч.л. соли и душистыми приправами (1 палочка ванили, 10 орешков кардамона или же 2 капли розового масла). Когда опара подойдёт, положить в неё растёртые желтки, вбить в неё еще 2 яйца, влить 0,5 ст. чуть разогретого топлёного сл. масла, всыпать 6 ст. муки, но чтобы тесто не было слишком густое. Выбить тесто хорошенько на столе, всыпать в него 1,5 ст. изюма и дать тесту до утра подойти. Утром побить ещё и дать полежать. Затем положить 1/2 сделанного теста в форму, дать ему подняться до 3/4 высоты формы и ставить в печь. Из этого количества теста выйдут 2 кулича.

Кулич царский. Развести 50 г дрожжей в стакане сливок и поставить из них густую опару на 600 г пшеничной муки, 2 ст. сливок, толченый кардамон (10 зерен), 1 толченый мускатный орех, шинкованный миндаль (50 г), по 100 г мелко нарезанных цукатов и промытый, обсушенный изюм. Хорошо выбить тесто и оставить подниматься на 1,5–2 часа. Потом снова вымесить тесто, положить в смазанную маслом и толчеными сухарями высокую форму. Наполнить форму до половины, дать тесту снова подняться до 3/4 высоты формы и поставить в духовку с несильным жаром. Куличи из такого сдобного теста лучше выпекать в небольших формах.

Кулич соблепиховым соком. 1 кг муки, 150 г сливочного масла, 300 г сахара, 300 г молока, 6 яиц, 200 г облепихового сока, 25 г дрожжей, соль по вкусу. Яйца, масло и молоко смешать, добавить сахар и всю массу тщательно растереть добела. Затем добавить разведённые в небольшом количестве молока дрожжи и половину муки, замесить тесто и дать ему подняться. После этого добавить облепиховый сок и оставшуюся муку, хорошо вымесить и снова дать подняться. Когда тесто подойдёт, заполнить им приготовленные формы до 1/2 объёма. После того, как уложенное в формы тесто поднимется, их устанавливают в разогретую духовку. Формы достают из духовки, остужают и после этого вынимают из них куличи. Верх кулича можно покрыть глазурью. Для приготовления глазури понадобится 1 яйцо и 4 ст.л. сахара. Всё взбивают до состояния пышной пены.

Пасха скурагой. 500 г творога, 150 г сахара, 250 г кураги.

Курагу промыть и залить небольшим количеством воды, добавить сахар и отварить. Творог хорошо отжать, смешать с курагой. Полученную массу протереть через сито и тщательно размешать. Затем завернуть в плотную ткань, уложить под гнёт в холодном месте и выдержать 3–4 часа. Сформировать пасху и украсить цукатами, черносливом, курагой.

Пасха скрутыми желтками. 1,5 кг творога, 450 г сл. масла, 15 желтков от яиц, сваренных вкрутую, 0,5 л сливок, 350 г сахарной пудры, ванилин на кончике ножа. Протереть дважды творог через сито с желтками и сл. маслом. К полученной массе добавить сливки, взбитые с сахарной пудрой, перемешать. Массу положить в пасочницу и поставить в холодильник.

Пасха со сгущённым молоком. 1,5 кг творога, 350 г сл. масла, 300 г сметаны, 1 банка сгущенного молока или 400 г сливок, 0,5 ст. сахара 1 ст. изюма, ванилин на кончике ножа. Протереть творог через сито. Масло измельчить, добавить сахар. Творог, масло и ванилин растереть, добавить сметану, сгущенное молоко и хорошо промытый изюм. Всё перемешать. Полученную массу поставить в холодильник.

Пасха сырая. 2 кг творога, 150 г сл. масла, 1 ст. сахара, 250 г сметаны, соль по вкусу. Протереть творог через сито, масло добела растереть с сахаром, добавить сметану и продолжать растирать до однородной массы. Массу соединить с творогом, посолить, всё перемешать и выложить в пасочницу. Поставить в холодильник на 12 часов.

Пасха сырная. 2 кг творога, 150 г сметаны, соль по вкусу.

Творог протереть через сито, растереть добела масло с сахаром, добавить сметану и растирать до полного растворения сахара. Полученную массу соединить с творогом, посолить, перемешать. Поставить на холод.

Пасха заварная. 2 кг творога, 350 г сл. масла, 450 г сметаны, 4 яйца, соль по вкусу. Дважды протереть творог через сито. Затем, непрерывно помешивая, довести до кипения масло, сметану и 3 яйца. Эту смесь влить в подготовленный творог, добавить оставшееся яйцо в соль. Полученную массу перемешать так, чтобы она стала однородной, выложить в пасочницу, накрыть блюдом и поставить в холодильник на 12 часов.

Пасха вареная. 1,2 кг творога, 3 ст. сливок, 100 г сл. масла, 4–5 яиц, 100 г изюма и сахар по вкусу. Все вышеперечисленное размешать, сложить в кастрюлю (лучше с толстым дном), поставить на плиту, довести до горячего состояния, непрерывно помешивая. Убрав кастрюлю с жара, продолжать мешать пасху, пока не остынет, а затем сложить в деревянную форму, положить сверху гнет и оставить на сутки в прохладном месте.

Пасха варёная (царская). 2 кг творога, 10 яиц, 450 г сл. масла, 750 г сметаны, 700 г сахара, 0,5 ст. миндальных ядер, 0,5 ст. изюма и ванилин на кончике ножа. Творог со сл. маслом потереть через сито, перемешать и поставить на плиту. Массу, непрерывно помешивая, довести до кипения. Затем охладить, добавить сахар, изюм, миндаль, ванилин. Все перемешать, выложить и поставить в холодильник на сутки.

Пасха сшоколадом. 2 кг свежего творога, 200 г шоколада, 200 г сахарной пудры, 200 г сл. масла, 2 ст. сметаны, 1 ст. цукатов. Шоколад натереть на терке, смешать с сахарной пудрой и отставить. Затем взять творог, протереть через решето, смешать со сл. маслом и сметаной, хорошо размешать, всыпать в творог стакан нарезанных цукатов, шоколад с сахарной пудрой, перемешать все это, чтобы масса имела равномерный цвет. Все сложить в форму, застланную тонкой тканью (кисеей, марлей), вынести на холод и положить под гнет. Через полтора суток пасху вынуть из формы и подавать к столу.

Ванильная пасха. 600 г творога, 3 ст. сливок, 1 ст. сахара и 0,5 палочки ванили. Хорошо спрессованный творог протирают сквозь решето, вливают в него постепенно сливки, смешивают, заворачивают на 12 часов в салфетку, салфетку связывают узлами и подвешивают, чтобы дать стечь образующейся в результате заквашивания сыворотке. Затем в творог всыпают 1 ст. сахара, ваниль (толченую) и все перемешивают. После этого творог кладут в пасочницу, выстланную тонкой тканью, накрывают дощечкой и ставят на ½ часа под гнет. Через ½ часа пасху осторожно вынимают из пасочницы, освобождают от ткани, ставят на блюдо и сверху украшают искусственным цветком. Такой пасхи должно хватить на 6–8 человек.

Пасхальные яйца

Крашеные яйца являются неизменным атрибутом Пасхи. Каждая хозяйка стремится наварить побольше яиц и обязательно их окрасить. Традиция красить яйца и одаривать ими друг друга на Пасху уходит корнями в глубь времён [1; с.52].

До последнего времени нам было известно только два вида пасхальных яиц — крашенки и писанки. Однако, благодаря изучению литературы по нашей теме, мы узнали, что есть ещё крапанки, драпанки и яйчата. Об этом, а также о способах окраски яиц пойдёт речь далее в нашей работе.

Мы знаем, что красить яйца принято разными красками, но среди разноцветных яиц обязательно должны быть ярко красные. Почему? История сохранила нам такое предание. «После воскресения Иисуса Христа ученики Его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Её победил Христос — Спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей так же, как любит Он.

Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому императору Тиберию. Так как к императору не принято было приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она принесла простое куриное яйцо» [10]. Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из плена в виде маленького желтого цыпленочка.

Но «когда Мария стала говорить Тиберию о том, что Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное!» И не успел Тиберий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалины стало совершенно красным» [10].

Однако нам известно также и то, что яйцо всегда, с древних времён, считалось одновременно символом гроба и зарождением новой жизни, а церковная традиция всего лишь легла на уже существующую, более древнюю, языческую, причём бытовавшую не только в славянском мире, но и в Новом Свете.

С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца.

Правда, только у славянских народов роспись яйца была возведена в «ранг искусства, достигнув богатства, сюжетов, тематик, цветовой гаммы, композиции, сложности рисунка и орнамента. Окрашенные яйца называли крашенками, а расписанные разными узорами — писанками» [3].

На Руси больше были распространены первые, в то время как вторые — в других славянских землях.

Крашенки— от слова красить. Красить яйца можно по-разному. В ранние времена, чтобы получить крашенку, яйца проваривали в отваре луковой шелухи, листьев молодой берёзы или, кофейной гуще, красили и травами, после чего обтирали растительным маслом до блеска для красоты. Существовал также обычай красить яйца по-особому, когда обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца. «Кроме того, для домашнего окрашивания яиц продавались «мраморные», серебряные и золотые краски, и специальные «яичные лаки» разных цветов, и мозаичный блеск»» [10].

В настоящее время одни хозяйки варят яйца вкрутую, а затем на 10–15 минут погружают в раствор теплой воды с пищевым красителем, который можно купить в магазине. Другие хозяйки любят красить яйца в отваре луковой шелухи, которую собирают заранее. В зависимости от цвета шелухи окраска яиц получается от светло-рыжей до тёмно-коричневой. Шелуху засыпают в кастрюлю и заливают водой. Когда смесь закипит, осторожно опускают в неё яйца и варят вкрутую, примерно 15–20 минут. Но если хочется, чтобы цвет был более насыщенным, шелухи берут больше, и варят её около получаса до того, как в отвар опускают яйца.

Сегодня, для того чтобы яйца закрасились необычно и с орнаментом, можно приложить к ним что угодно, по принципу трафарета. Так, например, в некоторых семьях хранится обычай окрашивания яиц «в крапинку». Для этого мокрые яйца обваливают в сухом рисе, заворачивают в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и далее варят в луковой шелухе обычным способом.

Чтобы яйца при варке не лопнули, их надо около часа подержать в тепле или при комнатной температуре, при варке в воду можно добавить столовую ложку соли.

С писанками — расписными яйцами надо было потрудится. Писанки — это искусно расписанные пасхальные яйца. Так, мы выяснили, что украинские писанки являются настоящим произведением народного творчества.

Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного орнамента, строго подчинённого форме яйца, геометрические фигуры.

Нам стало известно, что «в каждой области Украины был свой характерный орнамент и цвет. В Прикарпатье яйца красили в желтый, красный и черный цвета, на Черниговщине — в красный, черный и белый, на Полтавщине — в желтый, светло-зеленый, белый.

Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Всякая линия на писанке — дуга. Дуги образуют круги и овалы и, перекрещиваясь, делят поверхность яйца на поля, имя которым — крестильная сорочка писанки» [8; с.39].

«Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сначала яйцо окуналось в желтую краску — «яблоньку», и держалось в ней в течение трех «отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи.

Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича — для Бога, на блюдо с зерном — для людей, а крашенки на проросшем овсе — для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого» [11; с.48].

В некоторых районах «писали» яйца специальными маленьким крючком из проволоки, которую обмакивали в растопленный воск, после чего яйцо, помещённое в краску, прокрашивалось только в не закрытых воском местах.

«При росписи широко использовали знаки-символы: точка — начало начал, семена будущей жизни; круг — солнце, символ жизни; ёлочка — символ здоровья; барашек — символ благополучия; конь — символ солнца; олень — символ нарождающейся жизни» [14; с. 96].

«При рождении ребёнка — дочке дарили писанку с одной звёздочкой, а сыну — с дубовым листочком. От засухи на писанку наносили маленькие грабельки, а чтобы брак был счастливым, мать готовила дочке писанку с рушником» [14; с.96].

В настоящее время искусство расписывать писанки возрождается. Восстанавливается забытая техника, появляются новые мастера. В городе Коломыя Ивано-Франковской области создан музей писанки.

Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых.

Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Ажурный узор смотрится на драпанке красивее, если она выкрашена в тёмно-коричневый цвет. Узор наносят на скорлупу острым предметом — ножом, шилом, ножницами, толстой иглой. Но прежде, чем выцарапать узор, его необходимо нанести на яйцо карандашом. Во время работы яйцо держат в левой руке, а острый предмет — в правой.

Крапанки — от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями. Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска. Как только воск остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо опускают в горячую воду. Воск тает, и выходит очень забавное яйцо. Можно также воск просто аккуратно соскоблить.

В настоящее время уже существуют деревянные яйца — яйчата, а также из серебра, фарфора, хрустальные, стеклянные с украшениями из эмали, бисера, полудрагоценных и драгоценных камней. Детям на Пасху дарят сахарные, шоколадные подарочные яйца.

Подводя итого всему вышесказанному о пасхальных яйцах, мы делаем вывод, что такое многообразие способов окраски пасхальных яиц при желании позволит сделать любой пасхальный стол ярким, красочным и незабываемым.

Пасхальные игры изабавы

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации человека. «Передаваемые из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции» [7; с.16].

Известно, что издавна «с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами. Одним из широко распространенных пасхальных развлечений было катание крашенок» [10].

Для этого изготовлялся специальный лоточек с желобом («каток»). Играющие усаживались друг против друга на определённом расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитое яйцо играющий забирал себе. В эти игры можно поиграть и сегодня.

Предлагаем Вашему вниманию несколько вариантов игр с пасхальными яйцами.

Вариант 1.Играющие раскладывают на столе принесённые яйца и накрывают их шапками. На столе лежат также шапки, под которыми ничего нет. Затем шапки двигают по столу. Один из участников игры в это время находится вне комнаты. Его вызывают и спрашивают: «Где коки паришь?» Входящий поднимает шапку и, если там есть крашенки, забирает их себе. Игра продолжается до тех пор, пока не разберут все крашенки. Кто удачливее, тот уносит домой целую шапку яиц.

Вариант 2.Соревнуются, чьё яйцо будет дольше крутиться. По команде игроки одновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйца проигравших.

Вариант 3.Играющие садятся у стен комнаты друг против друга и катают крашенки, которые сталкиваются. Чьё яйцо разбивается, тот отдаёт его сопернику.

Вариант 4.Крашенки катают с горки. Чьё яйцо дальше укатиться, тот и победитель. Он забирает крашенки остальных.

Вариант 5.Бой крашенками. Играющие выкрикивают: «Раз, два, три! Моё яйцо окрепни! К бою готов!" Игроки бьют крашенками любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобьётся или даст трещину, тот проигравший.

Ещё один из вариантов пасхальных игр заключался в том, что дети искали спрятанные яйца в саду. Подобный обычай описывал русский писатель Иван Шмелёв: «Собравшиеся у нас на Пасху внуки очень любили искать яйца в саду. Кто-нибудь из старших заранее прятал в саду яйца с сюрпризами» [5; с.102].

Во все эти игры можно играть вдвоём, однако с большим количеством участников они проходят интереснее.

«Из других пасхальных забав выделяются качели, а также хороводы, в которых обычно назывались будущие супружеские пары и величались молодожёны, поженившиеся в течение последнего года. Обязательным для пасхальных праздников были взаимные посещения близких родственников» [7; с.18].

Мы, однако, отмечаем, что в наше время среди молодёжи подобные игры и забавы практически забыты или просто малоизвестны.

Пасхальные подарки

Конечно же, выбор подарка на Пасху зависит от фантазии дарителя. О некоторых способах преподнесения подарка на Пасху уже шла речь выше (с.15). В настоящее время существует довольно много пасхальных открыток. Однако есть обязательный атрибут пасхального поздравления.

«Невозможно представить себе пасхальное поздравление без красного или расписанного яйца. Обычай обмениваться на Пасху красным яйцом, говоря «Христос Воскресе!», очень давний. Христос дал нам жизнь, а яйцо — это знак жизни…, а потому все христиане и приветствуют друг друга красным яйцом как знаком вечной жизни» [8; с.37].

В БЭКМ говорится о том, что «традиция дарить пасхальные яйца — символ рождения жизни, воскресения — существовала в Европе уже с XVI века» [10].

Изготовление украшенных пасхальных яиц было и традицией, и старинным ремеслом в России. «Еще задолго до Фаберже ювелирные яйца из драгоценных металлов и камней делались для русских царей. Но только Карл Фаберже и его художники, ювелиры, камнерезы, скульпторы-модельщики и миниатюристы сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного уровня изящества, мастерства и творческой фантазии.

Особое место среди работ Карла Фаберже занимают яйца-сувениры, изготовленные для российской императорской семьи» [6; с.113].

Мы узнали, что «мастерские Фаберже создали 5 пасхальных яиц для императора Александра III и императора Николая II. Александр III в 1885–1894 гг. преподнёс своей жене 10 пасхальных яиц производства Фаберже. Николай II в 1894–1917 гг. заказал 46 пасхальных яиц для подарков своей матери Марии Фёдоровне, и жене Александре Фёдоровне. 12 пасхальных яиц было создано для Л. Ф. Келча, владельца нескольких золотых рудников в Сибири. Для князя Ф. Ф. Юсупова и герцогини Мальборо также выполнялись изящные и дорогие пасхальные подарки. Это были яйца со сложными заводными механизмами, их создание обходилось очень дорого. Хранящиеся внутри яиц сюрпризы — живописные миниатюры, крохотные модели дворцов, памятников, яхт, поездов, фигурки птиц, букеты цветов — являются шедеврами ювелирного искусства конца XIX — начала ХХ вв. Яйца хранились в специальных футлярах или сейфах, их извлекали оттуда для того, чтобы показать только во время Пасхи» [6; с.113].

Заключение

Изучив литературу по теме нашей работы, мы раскрыли историю пасхального праздника и некоторые его традиции. Это позволило сделать следующие выводы:

  1. Пасха — светлый праздник, который входит в души людей задолго до своего наступления.
  2. В различных странах праздник Пасхи сопровождается различными обрядами, но всех их объединяют самые чистые и светлые порывы души.
  3. Пасхальными символами являются крашенные яйца, творожная пасха и куличи, а в некоторых зарубежных странах — ягнёнок (барашек) и заяц.
  4. Среди множества украшений, готовящихся к пасхальному столу, первое место принадлежит яйцу. Сегодня существуют хрустальные, фарфоровые, из драгоценных металлов и поделочных камней, из дерева, из папье-маше и шоколада, но все они уступают первозданному куриному яйцу.
  5. По способу окрашивания яйца делят на писанки, крашенки, крапанки и драпанки.

Литература:

  1. Барсанова Т. А. Христианская Пасха. // Начальная школа. — 2000. — № 3.
  2. Беседина И. В. Пасхальные украшения. // Начальная школа. — 2004. -№ 4.
  3. Большая Советская Энциклопедия (3 CD), 2003.
  4. Королёва И. К нам в дом с добром — Святая Пасха. // «Сельская новь». 2005, 25 апреля.
  5. Лобанова Е. А. Пасхальные традиции русского народа. // Начальная школа. — 2005. — № 3.
  6. Пасха. История, традиции, рецепты. — М.: Мой мир, 2005.
  7. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. — М.: ТЦ «Сфера», 1998.
  8. Подарок по-православному. // «АиФ. Энциклопедия жизни», 2004.
  9. Православные праздники. // Начальная школа.-1992. — № 4.
  10. Сахаров П. Д. Пасха христианская. БЭКМ (10 CD), 2004.
  11. Сумцов Н. Ф. Писанки. «Киевская старина», 1891.
  12. У православных — Пасха. // «АиФ. Энциклопедия жизни», 2005.
  13. Фаркова Е. Ю. Пасхальный благовест. // Начальная школа. — 1999. — № 4.
  14. Ширшова Ю. В. Дорого яичко к Христову дню. // Начальная школа. — 2002. — № 4.
  15. www.zavet.ru/pascha.htm#d02
  16. www.xxc.ru/orthodox/pastor/pasha/index.htm
  17. www.gotovim.ru/recepts/
  18. www.cooking-book.ru/library/obryady/paskha/

Публикация

№ 3 (6), май 2016 г. г.

Скачать выпуск

Автор


Научный руководитель

Рубрика

История

Год публикации

Социальные комментарии Cackle