ISSN 2409-546X
ПИ № ФС77-61102
8-800-555-1487

Конфликт «учитель — ученик»

Библиографическое описание: Акинин М. Д., Веригина Л. В. Конфликт «учитель — ученик» // Юный ученый. — 2016. — №4. — С. 85-91. URL: http://yun.moluch.ru/archive/7/502/ (дата обращения: 22.03.2019).





Основополагающее значение для успешной человеческой деятельности имеют умения и навыки общения. По этому поводу я хочу привести слова Б. Шоу «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле как люди». Но к сожалению в обществе очень часто встречаются конфликты. В психологии конфликт определяется как столкновение противоположных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Отсюда видно, что основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, умениями, различными представлениями о способе их достижений.

Школа сегодня очень конфликтна. Да это и понятно: школа и общество, словно два сообщающихся сосуда, а в нашей весьма трудной жизни различного рода конфликтов, можно сказать, сверх меры. Вот почему заявленная тема моего исследования чрезвычайно актуальна. В своей работе я хочу рассмотреть следующие вопросы:

− Типология конфликта. Причины возникновения, основные стадии протекания.

− Способы устранения конфликтов.

− Анализ конфликтов в школе, в которой я учусь.

Объект исследования: конфликтные ситуации учитель-ученик в системе общеобразовательного учреждения.

Цель исследования: изучения особенностей конфликтов типа учитель-ученик, анализ причин возникновения конфликтов и факторов, влияющих на их уровень и наметить возможные пути их решения.

Задачи:

− изучить причины возникновения конфликтов между учителем и учеником, с точки зрения подростка.

− провести диагностическое исследование.

− определить уровень тревожности учителя и учащихся в конфликтной ситуации (провести тестирование).

− научить учащихся, учителей, родителей пользоваться правилами поведения в конфликтной ситуации.

Гипотеза: учитель и ученик склонны к конфликтности и повышенной тревожности.

Методы исследования:

− Изучение и анализ психолого-педагогической литературы.

− Наблюдение и анализ ситуаций, которые могут перерасти в конфликт.

− Анализ и обработка полученных результатов. Тестирование, опрос.

Ожидаемые результаты:

− Составление рекомендаций о предупреждении затруднения в отношениях «учитель-ученик».

− Разработка правил поведения для конфликтных людей.

− Создание волонтерских групп учащихся, которые впоследствии примут участие в организации и проведении внеклассных мероприятий по теме «Величие человеческого общения в умении разрешать конфликты».

− Сформировать конфликтную компетентность учащихся и способность конструктивному поведению.

Теоретические иметодологические основы изучения конфликтных отношений вобществе.

Анализируя степень научной разработанности проблемы, мы рассмотрим основы направления научной мысли, по которым шло развитие теории конфликтов в нашей стране и за рубежом. Опыт исследования конфликтов огромен. Однако переход к систематичному изучению социальных конфликтов начался с конца XIX-XX века, во времена сложившихся социал-дарвинистских идей, которые вслед за Г. Спенсером развивали А. Гиддингс, Л. Гумплович, внедривший в социологию понятие «этноцентризм», которое в дальнейшем развили У. Самнер, Ч. Х. Кули, Г. Раценхофер, А. Р. Росс, А. Смолл. Велика также роль Г. Зиммеля, осуществившего четкое структурирование общественных процессов по форме взаимодействия социальных индивидов, включающее развитие отношений от конкуренций, подчинения, конфликта (на одном полюсе) — договору и сотрудничеству (на другом). Конфликтология как наука сложилась во второй половине XX века и ключевыми событиями, способствовавшими этому, были работа основоположника концепции «позитивно-функционального конфликта» Льюиса Козера.

В конфликтологии, мы можем выделить несколько направлений научной мысли. Одно характеризует общество как систему и делает упор на исследовании его консолидации и сплочения. У истоков этого направления стоял Эмиль Дюркгейм, определявший конфликт как патологическое явление в общественном развитии.

Дальнейшее развитие это направление получило в концептуальных построениях Толкотта Парноса, который также определял конфликт как патологический процесс, когда взаимосвязанные до того части системы перестают соответствовать друг другу и гармонично функционировать, то есть конфликт понимается им как напряжение, вызываемое несовместимостью социальных ценностей.

Но как отмечали авторы «Введения в общую теорию конфликтов» (1993) А. В. Дмитриев, В. Н. и С. В. Кудрявцевы, «исследователи, признающие конфликт нежелательным явлением, считающие его разрушителем нормально функционирующей социальной системы, в то же время считали, что в своей изначальной основе конфликт не присущ системе и обычно проходит тогда, когда появляются (или активизируются) те силы, в системе, которые вернут ее в положение баланса и стабильности. Однако отсюда следует, что уже в самом конфликте заложен стимул к появлению институтов для поддержания системы в устойчивом состоянии. Таким образом, специалисты, считающие конфликт в общем явлением отрицательным, усматривали в нем позитивные черты.

В отличии от структурного функционализма, трактовавшего конфликт как элемент социальной патологии, деструктивное начало, другие направления конфликтологии опираясь на традицию, исходящую от Аристотеля, Гоббса, Гегеля, К. Маркса и М. Вебера и нашедшую продолжение в работах Р. Дарендорфа, автора концепции «конфликтной модели общества».

Конфликтологический тезаурус, включающий характеристику структуры конфликта, причин, его вызывающих, факторов развития и условий протекания конфликта, характеристику сторон, выявления их интересов и потребностей, возможность регулирование конфликта и перехода к консенсусу, развивается в работах ряда зарубежных авторов: И. Блау, К. Боулдинга, Д. Вальдамана, Р. Даля, Л. Козера, Дж. Колмана, Л. Крисберга, М. Крозье, А. Обершелла, А. Рапопорта, Б. Томаса, С. Липсета, книга которого «Консенсус и конфликт», посвященная выработке принципов консенсуса и характеристике переговоров с установкой на сотрудничество, явилась фундаментальным трудом в этом направлении политической конфликтологии.

Стили разрешения конфликтов.

Разрешения конфликта, по мнению К. Томаса зависит от типа поведения в конфликтной ситуации. Соответственно К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликта:

  1. Стиль конкуренцииэтот стиль весьма активен, конфликтные стороны идут к разрешению конфликта своим собственным путем. Участник конфликта не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Например, ученик конкурирует с другими учениками за место на какой-либо олимпиаде и их формы общения друг с другом строятся по типу конкуренции.
  2. Стиль уклоненияреализуется тогда, когда вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняетесь от разрешения конфликта. Например, у вас трудный день, а решение проблемы может принести дополнительные неприятности, соответственно вы пытаетесь уйти от решения конфликта или проблемы.
  3. Стиль сотрудничестваследуя этому стилю, вы активно участвуете в разрешении конфликта и отстаиваете свои интересы, но стараетесь при этом сотрудничать с другим человеком. Например: даже, если между одноклассниками произошел конфликт, то все равно ученики общаются так, как этого требует сотрудничество.
  4. Стиль компромиссавы сходитесь на частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого человека.
  5. Стиль приспособленияон означает то, что вы действуете совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Этот стиль нужно применять только в тех случаях, если вас не особенно волнует случившееся, если вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми.

Следует отметить колоссальный совместный труд Р. Фишера и У. Юри, сочетающий в себе как разработку теории конфликта, его структуры, динамики, так и практической стороны, направленной на разрешение конфликта (особенно путем переговорного процесса и посредничества). Работающие в этом направлении У. Линкольн и Б. Уоррен углубляют изучение переговорного процесса, его структуры, а наработки Дж. Скотт и Дж. Ротмана по способам и процедурам урегулирования конфликтов еще более детализируют характеристику переговорного процесса.

Интересен опыт Арнольда Минделла, проанализировавшего с психологической стороны с привлечением элементов процессуальной психотерапии конфликтный процесс (внутренний конфликт, на межличностном уровне, а также социальные конфликты, проблему насилия, роль лидера) и уделявшего большое внимание самой практике разрешения конфликта и выхода из него.

«Конфликт-это нормальное состояние общества, что в любом обществе всегда существовали, существуют и будут существовать конфликтные ситуации».

Методологические подходы ктеории конфликтов.

Методологические подходы к теории конфликтов следующие: «Конфликт — это понимание, воображение или опасение хотя бы одной стороной того, что ее интересы нарушает, ущемляет и игнорирует другая сторона или стороны... В сущности, конфликт это конкуренция в удовлетворении интересов или конфликт интересов».

Существуют разные методологические подходы характеристики конфликтов, можно обратиться к характеристике двух методологических подходов, уместно обратить внимание на взаимозависимость и взаимосвязь данных концепций. Так, Льюис Козер свою теорию конфликта выводит из структурного функционализма и, в первую очередь, из «теории порядка» Парноса: Интересно обратиться к сопоставленной таблице взглядов Л. Козера и Т. Парсона сделанной профессором кафедры социологии МГИМО М. А. Мнацаканяном:

Обратимся к первоисточнику — работе Л. Козера «Функции социального конфликта», в которой он подчеркивал не столько деструктивную, сколько конструктивную роль социального конфликта. Вот его характеристика внутригрупповых конфликтов: «Конфликт внутри группы может способствовать ее сплочению или восстановлению единства в том случае, если последнему угрожаю вражда или антагонизм членов группы. Внутренние социальные конфликты, затрагивающие такие цели, ценности и интересы, которые не противоречат принятым основам внутригрупповых отношений, как правило, функционально-позитивный характер. Такие конфликты соответствуют изменению внутригрупповых норм и отношений в соответствии с насущными потребностями отдельных индивидов и подгрупп. Если же противоборствующие стороны разделяют более тех ценностей, на которых базировалась законность данной системы, то внутренний конфликт несет в себе опасность распада социальной структуры.

Итак, Л. Козер отмечает, что социальная структура, которая запускает плюрализм конфликтных ситуаций, обладает механизмом соединения сторон, а социальный конфликт вносит вклад в структурирование более широкого социального окружения, определяя положение разных подгрупп внутри системы и распределяя позиции власти между ними.

Конфликт может побудить к сотрудничеству против общего врага. Итак, «конфликт и сотрудничество — это союз между взаимодополняющими друг друга противоположностями. Одно вызывает другое и оправдывает свое существование тем, что существует другое.

Идея теории конфликта состоит в построении системной модели конфликта, связывающей модели факты, участвующие в конфликте. При этом системная модель гомеостатична: если она построена правильно (т. е. достаточно близко к реальности), то будет действовать и развиваться так, как действует и развивается реальный конфликт. Таким образом, как бы «оживление» системной модели осуществляется посредством установления системного гомеостаза. Гомеостаз является основным приемом, с помощью которого любая модель, лишенная достаточной для функционирования информация, может быть приведена в действие как целое, начать работать, отражая хотя бы некоторые, пусть наиболее простые и наименее важные, черты реальности. И это же будет динамическая, оперативно управляемая система, которую можно довести до желаемого уровня соответствия с целью решения конкретной задачи.

Норберт Винер, заложивший в 50-е годы XX века основы кибернетики, характеризовал гомеостаз как системное взаимодействие или самовзаимодействие процессов, при котором система возвращается к некоторому устойчивому состоянию после возмущений, вызванных внешними факторами. Системный гомеостаз-основа существования сложных систем. Его особенность состоит в том, что различные процессы протекают с различной скоростью, и в результате возникает довольно сложная ситуация, трудно поддающаяся моделированию. Учитывая огромное значение математического моделирования, сделавшего возможным формализацию социальных процессов, не будет забывать, что «модель- это упрощенная копия системы, ситуации или события для выражения существенных зависимостей, определяющих систему или ситуацию».

Причины конфликтов.

Как часто по телевидению или по радио, в обыденном общении и во время деловых бесед мы слышим такие фразы:

− Вновь обострился конфликт между представителями исполнительной и законодательной власти.

− В коллективе он считается суперконфликтной личностью: что ни скажи — все встречает «в штыки», эмоции бьют «через край» и т. п.

Так что же такое конфликт? Хорошо это или плохо? Возможно ли создать имидж «неконфликтного человека»? Умеем ли мы общаться без конфликтов?

На все эти вопросы дает ответ наука о технологии упреждения и разрешения конфликтов — конфлитология, призванная способствовать комфортизации человеческого общения в различных социумах. Не случайно конфлитология тесно связана с имиджелогией, ибо создание привлекательного имиджа человека в наибольшей степени гарантирует решение поставленной задачи: жить дружно.

В каждом из нас бьет ключ жизненных противоречий. Нам свойственно не совсем соглашаться, не все воспринимать, быть чем-то неудовлетворенным. Конфликтогенность предполагает наличие в человеке потенциала противоречий. И это нормально. Однако внутренне присуще индивиду свойственно становиться вредоносным, если человек не умеет регулировать свою конфликтогенность, или не может придать ей достойную форму, или не принципиален в своих противоречиях.

Значит, конфликт неизбежен? Вовсе нет. И не каждая конфликтная ситуация, возникающая между людьми, завершается конфликтом. Конфликт можно даже приветствовать, если он служит источником развития личности, ее морального закаливания, способствует сплочению коллектива. Но следует опасаться конфликтов, которые разрушают формальные и неформальные отношения, создают психологический дискомфорт в общении, усиливают уход личности в себя. Деструктивный характер подобных конфликтов не способствует преодолению возникновения нежелательных конфликтных ситуаций.

Уметь предупреждать конфликты — значит обладать культурой общения, владеть собой, выражать уважение к личности другого человека, искусно использовать психологические методы воздействия.

Трудно предупредить появление конфликтных ситуаций, не зная основных причин, их обусловивших. Своё разрешение эти причины обычно находят в конфликтах делового и личностно — эмоционального типа.

Субъективные причины личностного типа заложены в человеческом характере. Чаще всего это скрытые, эмоциональные конфликты. В них порой исчезает сам предмет разногласия. Регулятором становится бессознательное. Конфликт основывается лишь на эмоциональных переживаниях, ведущих к эскалации напряжённости в межличностных отношениях. Как правило, межличностные конфликты бывают вызваны такими проявлениями, как гнев, желание властвовать, зависть, жестокость и месть, чрезмерное самолюбие, отсутствие такта. Важно не генерировать эти качества в себе. Тем более что в межличностном общении существуют направления, как созидающие, так и разрушающие контакты. В связи с этим следует соблюдать ряд условий общения. И первое среди них — знание обстоятельств, способных усилить конфликтные взаимоотношения. Это может произойти, если:

− возобладают отрицательные эмоции (обида, злость, фрустрация);

− возникает ощущение угрозы;

− окажутся втянутыми другие люди;

− вместо обсуждения проблемы участники конфликта начнут нападать друг на друга.

Что можно сделать для ослабления конфликтной ситуации? Каким образом контролировать её протекание?

Основываясь лишь на переживания, конфликт долго сохраняет остаточный эмоциональный негативизм. Поэтому один из основных способов предупреждения любых конфликтов — управлять собственным психическим состоянием, контролировать своё поведение.

Об эмоциональных ограниченности и распущенности личности говорят в случаях, если человек не научился правильно проявлять и в нужный момент подавлять захлестнувшие его отрицательные эмоции. Важно, чтобы каждый из нас умел судить об эмоциональном состоянии других людей по различным внешним признакам и нормативно выражать свои собственные переживания. Без такой «школы чувств» нельзя стать эмоционально созвучным к окружающим людям. Снижение личностной тревожности и агрессивности — также существенный момент в работе над своими эмоциями.

Как разрядить напряжённость между людьми, не дав ей перерасти в нежелательное столкновение?

Очень многое зависит от того, какой стиль общения мы выбираем в конфликтной ситуации. Исследования учёных и практиков свидетельствуют о двух противоположных линиях развития стилей общения.

Первая, монологизированная, разрушает возможность совместного взаимодействия, этически полноценного диалога членов любого социума и проходит через срывы в конфликтных ситуациях, попытки их преодолеть с помощью скрытого манипулирования или прямого давления. Она проводит лишь одну сторону к утверждению своей точки зрения в авторитарном монологе.

Вторая, диалогизированная, линия развития стиля общения направлена к тому, чтобы установить отношения сотрудничества — через подстраивание к партнёру по общению, бескорыстно — альтруистическое сосредоточение на нём, и восходит к безоценочному принятию его, признанию принципиального равенства личностных (а не статусных) позиций человека, их равноценности в доверительном диалоге и совместном творчестве.

Овладение диалоговым стилем общения — одного из средств предупреждения (а также преодоления) конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности любого специалиста, но особенно — представителя социономических профессий.

Причины конфликтов «Учитель— ученик».

Чтобы выяснить причины возникновения конфликтов в сфере «учитель — ученик» в МКОУ СОШ№ 7 с. Старомарьевка, я решил провести анкетирование среди учителей.

Анализируя полученные ответы, я пришёл к выводу, что большая часть учителей умеют вовремя определить, что общение может вылиться в конфликт (20 %), но:

− только 10 % учителей способны «вернуться» к нормальному взаимодействию после «напряжённого» общения;

− 20 % учителей умеют понять учеников и не идти на конфликт;

− 10 % учителей готовы к решению возникающих проблем путём сотрудничества;

− 20 % учителей делают замечание за опоздание, за нарушение дисциплины на уроке и внешний вид, за невыполненное домашнее задание;

− 5 % учителей не перебивают ученика на уроке;

− 15 % учителей с развитым чувством юмора, которым они пользуются на уроке.

Приложение № 1.

Сравнивая ответы тестов, я пришёл к выводу, что конфликты между учителем и учеником возникают по поводу поведения учащихся, их несобранности, современной «раскованности», переходящей в самоуверенность и грубость по отношению не только друг к другу, но и ко взрослым, а также пропуски занятий и опоздания.

Таким образом, учителя видят причины конфликтов, именно связанных с поведением в школе, пропусками занятий, опозданиями и вызывающим поведением на уроке, а так же внешнего вида ученика и невыполнение домашнего задания.

Конфликт между учителем и учеником можно классифицировать так:

Учителям была предложена ещё одна анкета: «Урегулирование конфликтов педагогов с учениками».

  1. Пользуетесь ли Вы санкциями, чтобы пресечь конфликт? (37 %)
  2. Проводите ли Вы индивидуальную работу с учащимися, с которыми возникают конфликты, на уроке и вне урока (беседы-внушения)? (30 %)
  3. Стараетесь ли Вы не замечать конфликтную ситуацию? (10 %)

Анализируя результаты 1 и 2 анкеты для учителей, я пришёл к выводу:

− конфликты между учителем и учеником в нашей школе бывают;

− учителя видят причины конфликтов:

  1. опоздание;
  2. плохое поведение;
  3. не выполнение домашнего задания;
  4. внешний вид;
  5. грубое отношение друг к другу.

− учителя нашей школы, хотя и редко, но пользуются санкционными методами, чаще стараются предотвратить конфликт ещё до его начала. Используют для этого свои знания по психологии и педагогике. Умело вовлекают в рабочий процесс на уроке всех учащихся класса и, когда это необходимо, чтобы разрядить обстановку, пользуются чувством юмора. Приложение № 2.

Исследование причин конфликтов учеников сучителями.

Мною было проведено исследование причин конфликтов между учениками и учителями. Для этого была разработана специальная анкета. Приложение № 3.

А также исследован вопрос как учителя чаще всего налаживают отношения с учениками в конфликтных ситуациях. В исследовании приняли участие 20 учащихся 8 А класса. Приложение № 4.

С точки зрения же учеников причинами конфликтов с учителями являются:

− грубость и несдержанность со стороны учителя (13 %);

− необъективность при оценке знаний (37 %);

− неинтересное ведение урока (5 %);

− неподготовленное домашнее задание учеником (25 %);

− опоздание на урок (20 %).

Как преодолевать конфликты.

С точки зрения исследования сущность конфликтов и их профилактики практический и научный интерес предоставляет так называемый транс-активный анализ, разработанный Эриком Берном. Его исследования позволяют понять механизм общения, деятельности и поведения людей, а также изучить и объяснить механизмы конфликтов, возникающих в процессе общения. Берт считает, что у каждого человека существует набор стереотипных межличностных коммуникаций, который соотносится с состоянием его сознания. Ученый выделяет три состояния «Я» («Я-Родитель», «Я-Взрослый», «Я-Ребенок»), определяемых трансакцией. Если человек, находясь в группе, проявит каким-либо образом свою осведомленность о присутствии другого, это будет трансактный стимул(Ст.). Ответ на Ст. он называет трансактной реакцией (Рк.). Таким образом, трансакция = Ст+ Рк

Таблица 1

Назидательный, самоуверенно-агрессивный

«Родитель»

Учит, направляет, оценивает, осуждает, опекает.

Рациональный, корректный, сдержанный

«Взрослый»

Трезво оценивает, логически мыслит, владеет собой.

Эмоциональный, неуверенный, подчиняемый

«Ребенок»

Капризничает, упрямится, творит, протестует.

При нормальных человеческих отношениях стимул влечет за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию. Такую трансакцию называют дополнительной.

Конфликтная ситуация заложена в самой структуре взаимодействующих личностей. Основой конфликта, по мнению Берна, являются различные состояния, а провокацией конфликта — пересекающиеся трансакции. Как можно использовать эти знания в повседневной жизни?

Обращаясь к другому человеку, мы обычно выбираем для себя и собеседника одно из трех возможных состояний нашего «Я»: состояние «родителя», «взрослого», «ребенка».

Человек, произнося первую фразу, задает тон разговору тем, что невольно выбирает подходящее для собеседника состояние «Я». Деловое общение должно происходить на уровне В=В.

Трансактный анализ позволит вам овладеть тонкостями делового общения: более точно улавливать скрытый смысл сказанного, стать инициатором общения, избегать тактических и стратегических ошибок контакта.

Эти три «Я» сопровождают нам всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться во «взрослое» состояние, что, собственно, и отличает зрелую личность от «Ребенка», пусть даже солидарного возраста.

Уменьшить вероятность возникновения конфликтных ситуаций поможет овладение коммуникативной техникой, которая включает в себя рефлексивное эмпатическое слушание, умение сосредоточиться на предмете разговора, своевременно задавать вопросы и высказывать свое мнение об услышанном.

Умение внимать словам других, «вчувствоваться» в собеседника имеет первостепенное значение в человеческом общении. К сожалению, 8 человек из 10 слушать не умеют. В 80 % случаев мы слушаем внимательно только первые 1–2 минуты, затем мысленно говорим: «Всё ясно», — или «Это верно». Мы отключаемся от собеседника, что ведёт к неприятностям, конфликтам. Разрушаются приятельские отношения и даже семьи, у руководителей создаётся превратное мнение о подчинённых, у подчинённых — о начальнике. Таким образом, умение продуктивно слушать — это критерий коммуникабельности, т. е. способности человека к общению (лат. Communicabilis — соединимый, сообщающийся).

Активно слушая и реагируя на слова собеседника, следует заботиться о смягчении словесной конфронтации. Применять тактику и технику нейтрализации обидных замечаний, способы эластичной защиты от слов — конфликтогенов, соблюдать этику критики — всё это профилактические меры, не допускающие провоцирования конфликтных ситуаций.

Общаясь с людьми, важно помнить о существовании «знаков превосходства», запрещённых приёмов общения, которые нельзя демонстрировать ни прямо, ни косвенно. К ним относятся выражения: «Да бросьте вы…», «Вы не понимаете, что…», «Вы умный человек, а говорите…».

Чрезмерная уверенность в своей правоте приводит иногда к резкой подаче даже правильной мысли. А не лучше ли любое предложение представить в порядке обсуждения: «Мне кажется…», «Не ошибаюсь ли я, думая…», «Мне близка другая точка зрения…».

Можно спровоцировать конфликтные отношения, жёстко критикуя человека, нанося ему словесную обиду. Как важно изъявить из критики «обвинительное жало», сместить акцент на конструктивные предложения, используя приём «рикошета» (критика абстрактного лица, совершившего такой же поступок), признать, что часть вины выпадает на каждого! К сожалению, в человеческой натуре есть такие свойства характера, как терпеть нетерпимое и не признавать очевидное. Говоря о созидательном направлении общения, вспомним слова Д. Карнеги о том, что нас судят на основании того:

− что мы делаем;

− как мы выглядим;

− что мы говорим;

− как мы это говорим.

Много недоразумений и конфликтов возникает между людьми из-за не заданных вовремя вопросов, нечётко высказанных мыслей.

Иван Петрович Павлов в 1903 году сказал замечательные слова: «Не постоянное ли горе жизни состоит в том, что люди большей частью не понимают друг друга, не могут войти один в состояние другого!»

«Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений», — писал Рене Декарт. Индусские мудрецы использовали следующее правило спора. Каждый из собеседников должен сначала изложить мысль своего противника в споре и, только получив подтверждение, что правильно её понял, может опровергать. Его собеседник должен повторить суть этих выражений и, получив подтверждение, что они поняты правильно, может приводить к контрвозражению.

Гибкие невербальные средства в общении также способствуют благоприятному климату во взаимоотношениях: лицо, повёрнутое к человеку во время разговора; взгляд, направленный на лицо другого; лёгкий наклон вперёд; открытая позиция; спокойная мимика; уверенные жесты и т. п. Важно выбрать правильную дистанцию в общении как форму выражения отношений, а так же строить общение лишь в горизонтальной плоскости, ибо вертикальная всегда провоцирует личность на сопротивление организуемому воздействию и поэтому неплодотворна.

Упреждать конфликты помогут такие приёмы, как уместный комплимент, шутка, остроумный ответ, апелляция к достоинствам человека, искреннее удивление, извинение, обращение с просьбой об услуге, ответ с помощью вопросов, неожиданная реакция на поведение субъекта конфликта (например, временное согласие с собеседником вместо ожидаемого противодействия последнему). Можно заблокировать конфликт, переведя его из плоскости коммуникативных взаимоотношений в предметно-деятельностную.

Конфликт можно предупредить, если соблюдать баланс взаимных услуг, баланс взаимозависимости в решениях и действиях, в основе которого лежит умение почувствовать, какая зависимость партнёра не является дискомфортной.

Важно постепенно исправлять недостатки другого и так, чтобы ему самому захотелось это сделать; проявлять терпимость к инакомыслию.

Таким образом, такт, эмпатия, толерантность (терпимость), выдержка, вежливость есть признаки высшего развития способности общения. Относясь к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к вам, вы обретёте верный способ нравиться людям.

Срабатывает «закон отзеркаливания»: ваша улыбка, умение «светиться людям», доброжелательность, сочувствие, уважение к другим будут сказываться на их отношении к вам. Воспитать в себе эти качества — один из лучших способов упреждения конфликтных взаимоотношений между людьми и одно из непременных условий создания имиджа.

Чтобы узнать мнение учащихся школы 14-15 летнего возраста, что необходимо для урегулирования конфликтов, я провёл следующее исследование с целью выяснения, как сами учащиеся считают, что для этого необходимо.

В результате моего исследования было выяснено, что к психологу школы обращается 51 %, к социальному педагогу школы — 25 %, к классному руководителю — 18 %, к учителю -18 %. Приложение № 5.

Заключение.

Проанализировав причины и частоту конфликтных ситуаций и опираясь на данные исследования, я пришёл к выводу, что конфликты в школе существуют и их не мало. Почему подобная ситуация складывается в нашей школе? Причин много. Вот некоторые из них.

Не всегда объективное оценивание знаний, умений, навыков учащихся приводит к формированию мстительности, агрессивности, несдержанности.

Учителя и учащиеся для разрешения конфликтных ситуаций руководствуются стилем избегания, а это в свою очередь конфликт не решает.

Я провёл анкетирование среди учеников для исследования вопроса: как часто они обращаются за помощью в разрешении конфликтов к школьным специалистам.

Проанализировав ответы, что в нашей школе посредником в решении конфликтов является конфликтная комиссия. Контроль за процессом посредничества осуществляет психолог, завуч по воспитательной работе, социальный педагог. На основе своего исследования я предлагаю ряд рекомендаций, которые помогут решить конфликт.

Практическое исследование конфликтов между учителями и учениками в нашей школе определило их основные причины:

Чем хуже учатся подростки, тем больше конфликтов. Как быть педагогам? Снижать требования? Не замечать? Ругать? Все это для обсуждения в кругу профессионалов. А может быть и в детском, и в родительском кругу?

Ещё одна, на мой взгляд, немало важная причина конфликта, это заниженные оценки. Все школьники чувствительны к несправедливости в оценке их учебной деятельности, это вызывает ответную реакцию, что приводит к конфликту между учителем и учеником.

На основе исследования данной темы я пришел к выводу, что отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе и школе, деструктивные — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Литература:

  1. Брофи Дж., Гуд. Т. Отношение учителя к ученику. 1974 г.
  2. Громова О. И. Конфликтология, курс лекций М.: ЭКСМО, 2000 г.
  3. Темина С. Ю. Конфликт школы или «школа конфликтов» М. 2002 г.
  4. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. Книга для учителя. М. «Просвещение» 1991 г.
  5. Краткий психологический словарь. Под редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского — М. 1986 г.
  6. Педагогический энциклопедический словарь. Под редакцией Б. М. Бим-Бау — М.: «Большая российская энциклопедия».

Публикация

№ 4 (7), июль 2016 г. г.

Скачать выпуск

Автор


Научный руководитель

Рубрика

Педагогика и психология

Год публикации

Социальные комментарии Cackle