ISSN 2409-546X
ПИ № ФС77-61102
8-800-555-1487

Вертепный ангел. Традиции рождественских представлений на Руси

Библиографическое описание: Войтеховская В. Д., Литанова В. О., Бороненкова З. И. Вертепный ангел. Традиции рождественских представлений на Руси // Юный ученый. — 2016. — №6. — С. 15-17. URL: http://yun.moluch.ru/archive/9/610/ (дата обращения: 16.07.2019).





В этом году мы познакомились с новым предметом ОРКСЭ — основы религиозных культур и светской этики. Мы решили исследовать традиции празднования рождества и вертепа, почему они были забыты?

Мы узнали, что октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений на долгие годы. Они, как и традиционная елка, оказались под строгим запретом. Надолго были утрачены вертепные спектакли и забыты секреты кукол. И только сейчас, чудом сохранившиеся вертепные ящики и куклы, хранящиеся в музее Образцова и в Бахрушинском музее, помогают узнать больше об этой традиции.

Долгое время отмечать рождество и ходить на рождественское богослужение в храм в нашей стране было не принято. Сейчас эти традиции возвращаются. В храмах мастерят вертепы из еловых веток — своеобразную пещеру в память о той, что приютила Деву Марию, Иосифа и Иисуса. Его устанавливают над праздничной иконой Рождества, и все, кто подходит поклониться иконе, оказываются как бы внутри рождественской пещеры. А в самых холодных уголках нашей страны, например в Якутии, на городских площадях и у церквей можно увидеть вертепы, сделанные изо льда.

Это рождественская история о том, что произошло давно, более 2000лет назад на другом краю земли, но каждый, кто видит и сопереживает героям, становится сопричастным таинству Рождества.

Вертеп в переводе со старославянского «вертепъ» — «пещера». Именно это название используется в православной церковной поэзии для обозначения места рождения Спасителя: «Дева днесь Пресущественнаго рождает, и землявертепНеприступному приносит»... (кондак праздника). Некоторые исследователи отдают предпочтение народной этимологии, связывая слово «вертеп» с глаголом «вертеть». Рождественские кукольные театры часто украшались вертящимися хороводами плоских фигур или звездами, что и могло дать основание для возникновения подобной этимологии.

В украинском Закарпатье прижилось слово «бетлегем» (от Вифлеем). Белорусская кукольная драма усвоила наименования «бетлейка» или «батлейка» (от «Бетлеем» — Вифлеем). В областях Белоруссии, граничащих с Польшей, принято название «шопка» (от польского «szopka» — сеновал).

В разных странах, на разных языках так называют ту единственную пещеру в городе Вифлеем, в которой родился Христос.

«Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном (от греческого «восходить», «край горы» возвышенный, полукруглый выступ выдвинутый вглубь храма напротив Царских врат.) храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». В полукруглой нише над звездой теплятся шестнадцать лампад. А чуть поодаль находится Придел яслей — место, куда Дева Мария положила Христа после рождения. Сами Ясли — кормушка для домашних животных, которую Богородица использовала в качестве колыбельки, была вывезена в VII веке в Рим как великая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором» [4].

Этот Вертеп стал первообразом для всех вертепов, созданных разными людьми по всему миру.

Сейчас существуют разные вертепы: деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса и даже пряников. Важно было показать сцену Рождения Спасителя, эти представления были Библией для неграмотных многие века. Появление таких панорам некоторые ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал живую «инсталляцию» вертепа (по-итальянски — «презепе», «ясли»). С тех пор во многих странах мира существует традиция устанавливать вертепы в церквях и домах верующих. Образы Младенца Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов, волхвов и животных напоминают о событиях той ночи и предшествовавших им.

В России были распространены и презепе. Однако более популярны (особенно в XVIII—XIX вв.) были вертепы театральные — короткие кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами также назывались деревянные двух- или трехэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль. Публике показывали сцены из Священного Писания — рождественскую мистерию. Причем рождественскую драму показывали не только в светских домах, но и в домах священников. Расцвет вертепов пришелся на XIX век, когда они стали популярны не только в центральной России, но и в Сибири. Вплоть до конца столетия вертеп странствовал по городам и селам, показывая, что самый прямой путь к сердцам простых людей, не знающих грамоты — это наглядная иллюстрация библейского сюжета.

Время хождения с вертепом различалось в зависимости от местности. Например, в Витебской и Могилевской губерниях представление показывали в первые три дня рождественских праздников, а также накануне Рождества и в день Нового года. В Псковских деревнях христославлениевертепщиков могло продолжаться все Святки, т. е. с Рождества до Крещения Господня (до 6/19 января). [3]

Устройство вертепа также было разным от мастера к мастеру, от губернии к губернии. Основным оставалось, что в ящике-домике, живописно украшенном изнутри, есть специальные прорези для вождения стержневых кукол. Переходить с одного этажа на другой куклам нельзя. В верхнем ярусе разыгрывались сцены, связанные со Святым Семейством, а нижний изображал дворец царя Ирода. В этой же части в более поздние времена показывались сатирические сценки и комедии. Однако вертеп — это не просто волшебный ящик, это маленькая модель мироздания: мир горний (верхний этаж), дольний (нижний этаж), и ад — дырка, куда проваливается царь Ирод. [1]

Зимой вертеп возили на санях, переносили из избы в избу, нарядные, в коронах царей–волхвов, с непременными песнопениями. Рождественская звезда собирала вокруг себя много людей. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи, и история оживала.

Классическая «труппа» вертепа — Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три Царя-волхва Каспар, Балтасар, Мельхиор, царь Ирод, Рахиль, Солдат, Черт, Смерть и Пономарь, в обязанность которого входило зажигать свечи на вертепе перед представлением. Свечи до последнего времени были самые настоящие. Каждая кукла крепилась на штыре, за который снизу, как за ручку, держит кукловод и передвигает ее по специальным щелям в полу сцены.

Однако среди вертепщиков существовало неписаное правило: кукла, изображающая Богородицу, должна быть сделана иначе, нежели все остальные, в этом можно увидеть особое отношение к Деве Марии. Поэтому образы Богородицы и Спасителя создавались мастерами — вертепщиками с особой тщательностью. Иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону. [2]

Вертепный Ангел возвещает о рождении Бога. Новорожденному Младенцу приходят поклониться Пастух, три Волхва. Последние рассказывают о встрече с Иродом, которому они сообщили о рождении будущего великого Царя. Ангел предупреждает Волхвов, чтобы они «не ходили к Ироду», не выдавали ему Христа (Ирод боится, что родившийся Царь отнимет у него власть). Разгневанный Ирод повелевает Воину «избить всех младенцев» в Вифлееме. К нему приходит Рахиль, умоляя не убивать ее чадо: «Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер. 31:15, Мф. 2:18). Но Ирод глух к ее мольбам. Ангел утешает Рахиль. К Ироду же приходит Смерть, он просит у нее отсрочки, но Смерть зовет Черта, и тот утаскивает Ирода в преисподнюю. Рождественская звезда сияет всем, кто верит в рождение Иисуса. [5]

Прообразы вертепа можно найти еще в античности. Двухэтажный ящик, подобный вертепу, был описан в I веке механиком Героном Александрийским, куклы в нем были механические, приводились в движение с помощью специальной рукоятки. В верхнем этаже находились боги, в нижнем — аргонавты. [1]

На Русь вертеп пришел вместе с принятием христианства и, вероятнее всего, был в виде панорамы. Тем не менее, первые достоверные сведения о существовании вертепов относятся к концу XVI века. В Российской империи был обнаружен вертепный ящик с указанной датой изготовления — 1591 год.

Рождественское представление — вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества. И каким бы он ни был, кукольным, механическим или даже живым, с участием актеров-людей, запрещенным или почитаемым для всех ребят он, прежде всего, — чудесный знак, указывающий на ту самую Вифлеемскую историю.

Литература:

  1. Виноградов 1906 — Виноградов Н. Н.. Великорусский вертеп.. — СПб.:, 1906.. — 256 с.
  2. Гусев 1972 — Гусев В. Е. Взаимосвязь русской вертепной драмы с белорусской и украинской // Славянский фольклор. М., 1972. С. 303–311.
  3. Ивлева 1994 — Ивлева Л. М. Ряжение в русской традиционной культуре. СПб., 1994
  4. Митрофанова. А. Традиции и история рождественского вертепа // Фома. — 2014. — № 1. — С. 15–18.
  5. Русский вертепный театр в традиционной культуре. // Творческий Рождественский Центр для детей и молодежи. URL: www.pastushok.spb.ru/theatre.html
Социальные комментарии Cackle